ФЕМИНИЗМ

- теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение.

Первая волна Ф., приходящаяся на XIX-первую половину XX в., была борьбой за достижение юридического равноправия полов. Вторая волна, начинающаяся с середины XX в., - это борьба за фактическое равенство женщин с мужчинами. В конце 70-х годов движение получило широкое распространение, проявившись в массовых акциях, в создании ряда организаций и множества небольших групп неформального характера (лишенных лидера и последовательной теоретической стратегии).

Если до середины 80-х годов его теоретиками рассматривался в основном опыт белой женщины из среднего класса Западной Европы и Северной Америки, то впоследствии была признана необходимость изучения и учета требований других групп с их специфическими интересами, что сказалось на состоянии не только практики, но и теории движения. Ф. все более отказывается от категорий и методов, связанных с ориентацией на внеисторические факторы.

В центре теории Ф. находится не пол как биологическая категория (sex), а пол как социокультурная характеристика (gender). "Мужественность" и "женственность" суть не биолого-анатомические, а культурно-психологические характеристики, поскольку проявления пола и биологическая сексуальность существуют только как продукт "очеловеченных взаимодействий". Приписывать представления о "мужском" и "женском", присущие той или иной культуре, самой "природе человека" - значит некритически принимать ряд скрытых посылок патриархального общества. К таким посылкам относятся тип разделения труда, иерархический принцип подчинения молодых старшим, абстрактно-технологическое понимание науки, философии, прогресса и т.д. Эти установки имеют культурно-историческую природу и несводимы ни к собственно экономическим, ни к правовым факторам. С учетом этих посылок отношения между полами понимаются в Ф. как один из типов проявления отношений власти, поскольку под видом "объективности" в обществе воспроизводится ситуация, когда одна часть человеческого рода, имея свои собственные интересы, одновременно выступает как представитель интересов другой его части. Это соответствует специфическому пониманию "объективности", складывающемуся через научные представления, несущие на себе печать "маскулинистской ориентации". В культурах такого типа женщина представлена лишь как "Другой".

Схемы рационального контроля, предписываемые обществом как мужчинам, так и и женщинам, по сути дела, различаются, при этом тип женской духовности остается в принципе невостребованным. Базисные схематизмы культуры осваиваются лишь в их маскулинистском проявлении. Поэтому цель Ф. - выведение женской духовности из "сферы молчания". Ф. подчеркивает принципиальную недостаточность традиционного теоретического анализа и необходимость соответствующих политических действий. Однако в отличие от обычного (с точки зрения принуждения) понимания политической сферы Ф. трактует ее предельно широко - как "общественные дела вообще". Такое переопределение политики в ненасильственном ключе выражается в лозунге "Личное - это политическое", в котором Ф. соединяет историко-критический анализ прав личности с идеологией, выступая как "призыв к действию", к изменению культуры и духовному обновлению во всех сферах жизни общества.

Среди направлений Ф. старейшим и наиболее популярным является либеральный Ф. Основная его задача - развитие индивидуальных женских способностей и ценностей реформистским путем. В конце 60-х годов возник радикальный Ф. Это общественное движение поначалу связывало себя с "новыми левыми", но, не найдя у них поддержки, обособилось. Его основу образует тезис о том, что угнетение женщины является самой глубинной формой угнетения, присущей культуре последних тысячелетий.

Именно в рамках радикального Ф. в течение 70-х годов появляется пласт литературы, затрагивающей социлогические, историко-культурные, антропологические и философские аспекты угнетения женщин и заложившей основания нового теоретического направления - "гендерных исследований".

Т.А. Клименкова

Воронина O.A. Философия пола // Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина и др. М.,1998; Бок Г. История женщин, история полов // THESIS. 1994, № 6; K.Millett. Sexual Politics. N.Y., 1970; M. Hintikka (ed.). Discovering Reality. Feminist Perspectives on Epistemology, Methaphysics, Methodology and Philosophy. Dordrecht, Boston, L.,1983; H. Eisenstein. Contemporary Feminist Thought. L.,1985; Feminism and Political Theory. L., 1986; Feminism and Methodology-Bloomington, 1987; Feminism as Critique. Essay on the Politics of Gender in Latecapitalist Society. Cambridge, 1987; R. Bleier (ed.). Feminist Approach to Science. L., 1986.

Просмотров: 642
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «СРЕДНЕГО» И «НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА» ТЕОРИИ
  • Воззрения Лукача 30-60-х годов
  • Вторая Всемирная конференция по положению женщин
  • ГИГИЕНА ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ ЖЕНЩИН
  • ДВИЖЕНИЕ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН
  • Диабет бородатых женщин
  • Дискриминация в отношении женщин
  • ЖЕНЩИН И МУЖЧИН, СООТНОШЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ
  • Избирательное право для женщин
  • Комплексный подход к проблеме равенства полов
  • Конвенция о Ликвидации всех форм Дискриминации Женщин
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
  • МАЯТНИКОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ (в теории культуры)
  • Насилие в отношении женщин
  • Неоплачиваемый труд женщин
  • Обретение полноты пребывания античной философии в платоновской Академии Платон: литературное творчество 90-60-х годов
  • Первая Всемирная конференция по положению женщин
  • Помощь для женщин
  • Права женщин в системе прав человека
  • Психология женщин
  • Работы и идеи Фуко второй половины 70 - 80-х годов
  • Равенство полов (эгалитарность)
  • Расширение возможностей женщин
  • Репродуктивный труд женщин
  • Сверхболезненность женщин
  • Сексуальная дисфункция у женщин
  • Синдром бородатых женщин
  • Феминизм (FEMINISM)
  • Четвертая Всемирная конференция по положению женщин
  • Эмансипация женщин



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь