ПАМЯТЬ

- способность сохранять восприятия и представления после момента переживания; память означает также (образно выражаясь) хранилище. Для мыслящего существа после восприятия самым необходимым является память. Ее значение столь велико, что там, где она отсутствует, все остальные наши способности по большей части оказываются бесполезными; в своем мышлении, умозаключениях и познаниях мы не могли бы выйти за пределы непосредственно данных нам объектов без содействия памяти. В то время как воспоминание является психическим актом, актом использования достояния памяти, сама память есть скрытая сила, обладающая способностью известным образом мобилизовать это достояние и сделать возможным его использование. У различных животных, а также у отдельных людей сила памяти и ее направленность различны. Согласно теории памяти, каждое переживание оставляет "след" в больших по-лушариях мозга, и память может действовать только в том случае, если создается связь между этим следом и новым переживанием. О природе образования этой связи существуют только предположения. Ложным является предположение психологической теории, состоящее в том, что след нового переживания должен совпасть со старым следом, чтобы могло вспомниться прошлое переживание, или что при частом повторении какого-нибудь переживания (напр., при обучении) в больших полушариях головного мозга прокладывается "путь" из специальных проводников возбуждения. При узнавании речь идет, вероятно, об образовании пары (как она образуется, напр., в поле восприятия между двумя видимыми точками одинакового цвета при условии, что свойство промежуточного поля достаточно отличается от обоих членов пары) между образом восприятия и (бессознательным) образом-следом, причем степень сходства и близость (пространственная и временная) имеют решающее значение (см. Подсознательное). Образ-след изменяется с течением времени. Во-первых, он отождествляется с массой остальных образов-следов, теряет себя в них и становится неуловимым для нового переживания (начинающееся и прогрессирующее забывание). Во-вторых, он изменяется т. о., что вспомнившееся или благодаря внешнему поводу воспроизведенное в памяти имеет более четкий образ, чем само соответствующее переживание; в памяти, как и в восприятии и представлении, господствует тенденция к четкости, прегнантности (см. Прегнантности правило), и образ-след улучшается в направлении "хорошего" образа (см. Гештальт). Последний имеет своим следствием то, что "то же самое, с точки зрения образа не отличающееся образование, если с ним вторично сталкиваются спустя довольно продолжительный промежуток времени, выглядит непосредственно во много раз хуже, блекнет и т. д. Улучшенный след старого восприятия является действенным в качестве скрытого масштаба нового восприятия, и для этого нет необходимости вызвать образ представления ранее виденного или же воспоминание о первой встрече" (Metzger, Psychologie, 1941). t Что касается нарушений памяти, то теории и методы исследования этих нарушений в основном стали складываться по мере распространения медицинских знаний с конца 19 в. Наибольший пионерский вклад в их изучение внесли Теодюль Арман Рибо, франц. психолог, Сергей Сергеевич Корсаков, рус. психиатр, и Пьер Жане, франц. невролог. Их совместный вклад может быть суммирован следующим образом: утрата памяти, хотя и связана с функционированием мозга, может иметь место и без органического поражения (напр., у истериков) и не обязательно сопровождаться слабоумием (утратой способности рассуждать). В действительности потеря памяти может произойти вследствие эмоциональной тревожности, как это показал Зигмунд Фрейд. Дефекты памяти - одни из наиболее часто наблюдаемых симптомов работы поврежденного мозга, они могут быть временными (как после эпилептического припадка) или постоянными (как после серьезной травмы головы). Если у человека нарушена способность к сохранению новых впечатлений, то он страдает антероградной амнезией; явно выраженная утрата прежних воспоминаний называется ретроградной амнезией. Обе они могут, хотя и не обязательно, проявляться одновременно. Даже при самых тяжелых амнезиях непосредственная (кратковременная) память остается неповрежденной, давая возможность предполагать, что новые впечатления первоначально запечатлеваются и достаточно долго перерабатываются, прежде чем вызвать реакцию. Корсаковский синдром, который, как теперь известно, вызывается, помимо алкоголизма, многими физическими причинами, может в течение некоторого времени до появления расстройства проявляться в виде ретроградной амнезии, однако основная присущая ему психологическая характеристика - это антероградная утрата способности воспринимать новое. Физическая травма, вызывающая потерю сознания, может привести к тому, что, очнувшись, потерпевший на несколько дней потеряет ориентацию. По выздоровлении он часто не в состоянии вспомнить что-либо об этом периоде, и у него может также проявиться ретроградная амнезия на более ранние события. Расстройство памяти включает также ретроспективное искажение - целенаправленное приукрашивание сохранившегося в памяти; Deja vu - мистическое ощущение того, что в прошлом человек уже испытывал то же самое, и Jamais vu - неверное впечатление о том, что прежде он никогда с данным явлением не сталкивался. См. Переживание de ja vu. Ранее существовавшие теории памяти: метафизическая теория, анамнезиса, ведущая свое начало от Платона, психологическая теория - со времени Аристотеля; с начала Нового времени - ассоционистская теория, психологическая теория 19 в. В духе последней Эвальд Геринг в своем произв. "Ьber das Gedдchtnis" (1870) пытается представить память как "всеобщую функцию организованной материи" и рассматривает также процессы наследования как осуществление этой функции. Р. Семон развил дальше эти идеи в своей теории мнемонии (см. Мнемония), более подробно разработанной Блейером в его теории памяти. Об искусстве памяти см. Мнемотехника.

Просмотров: 1140
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • БУФЕР (ПАМЯТИ)
  • Базисные синдромы нарушений памяти и интеллекта
  • ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ В КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
  • ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ В ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ
  • КОНСТРУИРОВАНИЕ ПАМЯТИ
  • Клинические проявления нарушений памяти и интеллекта
  • ЛУРИЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
  • Лурия метод исследования кратковременной памяти
  • МОДАЛЬНО-НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ
  • МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ
  • Оперативная единила (восприятия, памяти)
  • Опросник «Функции автобиографической памяти»
  • ПАМЯТИ ПРОЦЕССЫ
  • ПАМЯТИ РАССТРОЙСТВА
  • ПАМЯТИ, БАРАБАН
  • ПАМЯТИ, СЛЕД
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПАМЯТИ
  • Памяти процессы
  • Процессы поиска и извлечения информации из памяти
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ
  • Расстройства памяти
  • Расстройства памяти
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СИСТЕМНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ
  • СКОТОМИЗАЦИЯ ПАМЯТИ
  • СОСТОЯНИЯ ПАМЯТИ
  • Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга
  • Теория Орнштейна (восприятие времени: объем информации, сохраненной в памяти)
  • Экспериментальные исследования памяти



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь