|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
ГЕГЕЛЬ (HEGEL) Георг Вильгельм Фридрих(род. 27 авг. 1770, Штуттгарт - ум. 14 нояб. 1831, Берлин, во время холеры) - выдающийся нем. философ; в 1788-1793 изучал в Тюбингенском ин-те философию и теологию, в 1800 - 1807 был профессором в Йене, в 1815-1818 - в Гейдельберге и с 1818 - в Берлине; наряду с этим с 1807 он был сотрудником газеты в Бамберге, а в 1808 - 1815 - ректором привилегированной гимназии в Нюрнберге. Свою весьма своеобразную философию Гегель считает завершением всей западной истории философии. Его систему можно в известном смысле охарактеризовать как синтез греч. философии и христ. субъективизма (Кронер). Абсолют, по Гегелю, должен мыслиться не только как субстанция (Спиноза), но и как субъект (Фихте, Шеллинг). Гегелевскую систему можно считать завершением философии Нового времени. По Гегелю, философия имеет тот же предмет, что и религия, - абсолют. Абсолют - Бог - есть все во всем, но лишь в чистом мышлении он выступает в своей адекватной форме. "Абсолютное знание", т.е. философия, нашедшая свое завершение в системе Гегеля, является поэтому "самосознанием Бога" в человеке; но сущность Бога - т. к. он является духом - есть не что иное, как именно такое самосознание, мышление мышления. Система Гегеля состоит из .трех частей: логики (онтологии), рассматривающей бытие Бога до сотворения мира; натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога в материальном мире, и философии духа, изображающей возвращение Бога из своего творения к самому себе (к мышлению самого себя) в человеческом духе. В конце снова оказывается логика - на этот раз, однако, совершаемая Богом в человеке, но не отличающаяся тем не менее по содержанию от первой. Развитие (чисто идеальное по своей природе) совершается благодаря тому, что чисто внутреннее содержание божественного мышления облекается в совершенно неадекватную ему форму материальной природы и, т. о., создает чудовищное противоречие. Принцип диалектического развития (см. Диалектика) - это движение, являющееся результатом противоречия. Уже в природе имеет место постепенное "погружение-в-себя" внешнего, но подлинное "возвращение" духа из его "инобытия" (т.е. природы) совершается только в человеке. Человек, существующий сначала только в сфере природно-душевного (антропология), на ступени "являющегося сознания" (феноменология) отрывается от своего непосредственного наличного бытия и становится в противоположность к нему, пока он как духовная сущность (субъективный дух) не познает свою собственную духовную субстанцию как идентичную со своим осознанным (мыслящим и водящим) содержанием. Такую же эволюцию совершают образования "объективного духа", т.е. формы, созданные человеческим обществом (право, мораль, нравственность) . Здесь, так же как и везде, третья ступень является синтезом обеих первых, относящихся друг к другу как антитезы. В конкретной нравственности (семье, обществе и государстве) решающим моментом является единство правового содержания и морального убеждения. Это единство достигает в государстве своей высшей формы, нею Бог есть единство субъективности и объективности (субъекта и субстанции). Над образованиями объективного духа стоят три формы "абсолютного духа", т.е. созерцания, представления и знания абсолютного тождества субстанции и субъекта. В искусстве это единство только "созерцается", идеальное (идейное) просвечивает сквозь материю, в религии это единство "представляется" в лице потусторонней личности, которая есть одновременно Бог (т.е. мышление мышления) и человек (т.е. чувственное наличное бытие) ; только в абсолютном знании это единство познается как полное тождество субъективного (божественного) духа, только здесь достигается цель - возвышение конечной сущности человека к бесконечному. Это единение с божественным нусом есть мистическая цель гегелевской философии. Но наибольшее влияние Гегель оказал в области философии государства и философии истории. Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как "прогресс в сознании свободы". Свобода, однако, состоит в том, что человек познает свое тождество в сущности с абсолютом и отождествляет себя с образованиями объективного духа и его волением (государством и правом), созданными в конечном счете тем же абсолютом. Свободный гражданин познает свое существенное тождество с volonte generale (Руссо), он сам знает, что закон только кажется внешним повелением. Результатом гегелевской системы явилось учение Карла Маркса, стоявшего, как Кьёркегор, в оппозиции к крайнему спиритуализму Гегеля. Диалектическое мышление Гегеля Маркс применил к политической экономии и эсхатологически истолковал философию истории. Значительным было также влияние Гегеля на историографию, даже на тех историков, которые внешне возражали против философов-систематиков (Ранке) (см. Гегельянство, Немецкая философия, Европейская философия). Осн. произв.: "Phдnomenologie des Geistes", 1807 (рус. пер. "Феноменология духа", 1913); "Logik", 1812 (рус. пер. "Логика", 1937); "Enzyklopдdie der Wissenschaften", 1817 (рус. пер. "Энциклопедия философских наук в кратком очерке", ч. 1-3, 1861-1868); "Rechtsphilosophie","1821 (рус. пер. "Философия права", 1934); учениками Гегеля были изданы его лекции по философии истории (рус. пер. "Лекции по философии истории", 1935), истории философии (Гегель, Лекции по истории философии. Соч., т. IX-XI, 1932-1935), эстетике (1938 - 1940) и философии религии.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|