ЗНАНИЕ и НЕЗНАНИЕ

- понятия для обозначения разных аспектов познавательного процесса: 3. - информация об окружающем мире и самом человеке, ?. - отсутствие таковой. По устоявшейся традиции в теории познания более представлена и разработана категория 3., при этом 3. рассматривается прежде всего как некий информационный результат познавательного процесса, его итог, откладывающийся в человеческой культуре и создающий ориентировочную основу поведения людей. Н. при таком подходе предстает чаще как некоторая зафиксированная пассивная область, которую предполагается освоить путем перевода в 3. Последнее представлено через символы, образы, суждения, понятия, теории. Н. регистрируется и существует в таких формах как: задача, вопрос, проблема, парадокс, противоречие. Чувственно-эмоциональная сторона Н. отражена словами: "неведение", "тайна", "загадка", "секрет", "шарм", "грезы", "чудо" и т. д. Являясь сердцевиной познавательного интереса и активной формой существования познавательной потребности, Н. в совокупности с другими, в том числе объективными факторами, выполняет функцию внутренней ориентировки и направления познания и поэтому играет не менее существенную роль, чем 3. Если 3. отражает результат познания, т. е. служит его статической характеристикой, то Н. представляет собой динамическую характеристику познавательного процесса. В связи с этим считается более продуктивным парное рассмотрение категории 3. и Н. для описания различных сторон познавательной деятельности человека. Тогда процесс познания можно представить следующим образом: при изучении объекта человек сначала сталкивается с феноменом "непонимания" какой-либо его стороны, непонимание содержательно кристаллизуется и опредмечивается в Н., которое потом через попытку "понять" его переводится в 3., т. е. в актах познания можно выделить два относительно независимых и автономных направления: процесс непонимания (его результат - выработка Н.) и процесс понимания (результат - выработка 3.), причем процессы эти имеют различное мотивационное ядро.

В самом широком смысле 3. - зафиксированная информация, которая с различной степенью достоверности и объективности отражает в сознании человека объективные свойства и закономерности изучаемых объектов, предметов и явлений окружающего мира. Н. - специфическое познавательное структурное образование, зафиксированное и описанное с помощью известного 3. и направленное на получение нового 3. Н. возникает в результате особого перевода, эвристического переструктурирования имеющихся 3. или их системы с самодостаточного познавательного уровня на несамодостаточный путем разбалансирующего ввода в предшествующую систему 3. дополнительной информации. 3. и Н. могут быть научными, художественными, житейскими (основывающимися на здравом смысле и обыденном сознании), рациональными, иррациональными. Строго говоря, Н. не содержит нового 3. или новой истины. Н. - это "расстояние" между старыми и новыми 3. Н. реализуется только в самом процессе познания и не имеет прикладного значения, т. е. не может быть прямо направлено на преобразование окружающей действительности, т. е. неприменимо для утилитарных, практических нужд и потребностей человека. Обладая в этом смысле своеобразным "бескорыстием", Н. тесно связано с духовным преобразованием и развитием человека.

Б. Г. Матюнин

Просмотров: 1160
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • Американское просвещение: Представления о процессе познания
  • БЫТИЕ в самом широком смысле
  • ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
  • ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ  
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ
  • Развитие познавательного интереса к математике в условиях личностно ориентированного обучения с использованием средств ИТ
  • СИСТЕМА ПОЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  • СРЕДА ПОЗНАНИЯ
  • СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ
  • СТИХИЙНО – ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • Система познания
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Теория познания
  • Теория познания
  • Теория познания
  • УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ  



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь