СОЦИОСЕМИОТИКА

(или социальная семиотика) - является исследованием общества и его составляющих в качестве семиотических объектов, т. е. знаковых систем, определяющих человеческое поведение и взаимодействие, хранящих и передающих информацию в социальном пространстве и времени. По своему предмету С. пересекается с антропологией и социологией. Антропология больше ориентирована на изучение "первобытных" и/или далеких от культуры самого исследователя обществ, а социология - на изучение "современных" и синтезирует прочие социальные науки в перспективе с т. зр. исследователя (преимущественно в европейской традиции). С. допускает оба подхода, но в меру признания семиотического характера реальности социального. Основные методологические направления С. можно классифицировать в рамках оппозиции между коммуникацией и сигнификацией (обозначением), которую У. Эко возводит к дихотомии "акт-потенция" у Аристотеля. По словам У. Эко, "всякая система коммуникации между людьми предполагает, в качестве необходимого условия, соответствующую систему сигнификации". В методологиях, ориентирующихся на изучение коммуникации, больше используются теория информации и кибернетика, методы бихевиоризма. Это направление ориентировано на исследование прагматики и эмпирические методы, свои теоретические истоки связывает с семиотикой Ч. С. Пирса. Другое направление ориентировано на теоретическое моделирование систем сигнификации, его истоки связаны со структурной лингвистикой и семиологией Ф. де Соссюра. Это направление наиболее выражено во французском структурализме. Означенные парадигмы могут рассматриваться и как взаимодополнительные. Предыстория структуралистской парадигмы в С. связана с социологией Э. Дюркгейма, сочетающей позитивизм с реализмом: "Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, денежная система, употребляемая мною для уплаты долгов, орудия кредита, служащие мне в моих коммерческих отношениях, обычаи наблюдаемые в моей профессии, и т. д. - все это функционирует независимо от того употребления, которое я из них делаю".

Социологический реализм преобразовался в лингвистический и семиологический у Ф. де Соссюра, который противопоставил язь:к (как надиндивидуальную систему знаков) речи - индивидуальному и психофизиологическому процессу его употребления. Рассматривая сходным образом другие системы знаков (символические обряды, формы учтивости, военные сигналы и т. п.), он выдвигает задачу создания семиологии как науки о жизни знаков внутри общества, правда, включаемую им в социальную психологию (влияние Г. Тарда). Поскольку социальное рассматривается Соссюром как семиологическое, его можно считать отцом С. Идеи Соссюра оказали большое влияние на структурную антропологию. Становление второго направления в С. проходит через этно- и социолингвистику. Этнолингвистика как приложение лингвистических методов для изучения плана содержания культуры, представленной в слове, обычаях, предметах культуры наиболее активно развивалась в США. Ф. Боас исследовал семантику грамматических категорий, показав, что она определяет те аспекты опыта языкового коллектива, которые требуют обязательного выражения (что должно быть выражено, а не то, что может быть выражено - в интерпретации Р. Якобсона). Он показал, что внимание носителей языка направляется их вербальным кодом.

Э. Сепир рассматривал связь языковых и социокультурных систем. По его словам, "каждая культурная система и каждый отдельный случай поведения в обществе явно или неявно связаны с коммуникацией", а общество представляет собой "весьма запутанную сеть отношений частичного или полного понимания между своими членами внутри групп разной величины и разной степени сложности". Идеи Сепира блестяще развивал Б. Уорф в своей гипотезе языковой относительности.

Прагматически ориентированная С. развивается как в рамках лингвистической философии, так и социолингвистики. В 1978 г. вышла работа М. А. К. Халлидея "Язык как социальная семиотика". Халлидей пишет: "Социальная семиотика является системой значений, которая определяет или конституирует культуру; и языковая система выступает одним из способов реализации этих значений". Социальная семиотика рассматривается как система "потенциальных значений", реализующихся энергетическим воздействием контекста (что относится и к языку). Всякая "форма" является результатом социализации значения. Автора занимает также процесс социализации, посредством которого индивид включается в сферу коммуникативной функции. У взрослых Халлидей выделяет три макрофункции языка: идеационную (когнитивная, оценочная, аффективная), межличностную (индексальная и регулятивная) и текстуальную (структурирование речевого акта - выбор грамматически и ситуационно уместных предложений, логическая последовательность). Их интеграция строится на отношении семантической системы, с одной стороны, к социальному, а с другой - к лингвистическому Семантическое расположено между общими социальными употреблениями языка ("вход") и общими лингвистическими формами ("выход"). Тем самым, глубинная семантика сочетается с моделированием реального языкового употребления. Категории же структурного описания языка считаются абстрактными сущностями, не имеющими значения вне некоторой социодискурсивной модели (продолжение лингвистического номинализма Б. Малиновского и Дж. Ферса).

Обобщающие социосемиотические концепции более характерны для направлений, идущих от систем сигнификации. Одна из первых принадлежит Э. Кассиреру, создавшему, можно сказать, семиотическую культурологию. Для Кассирера знак отличен от мысли и имеет собственную объективность. Сохраняя неокантианское понимание символа как априорной формы, он выделяет у него такие функции, как экспрессивная, репрезентативная и смысловая. На этой основе создается "философия символических форм", где такие формы культуры, как язык, миф, религия, искусство и наука рассматриваются в качестве объективных семиотических явлений. Особенно велико значение для С. структурной антропологии К. Леви-Стросса, использовавшего оппозицию язык/речь структурной лингвистики для описания социальных явлений, в области которых данная оппозиция переходит в оппозицию система/ процесс. Так процесс обмена женщинами (шире - брачными партнерами) соотносится со структурой родственных отношений; обмен товарами и услугами - с экономической структурой общества; а обмен сообщениями - со структурой языка. Различные сферы сигнификации описываются им в качестве структурно организованных "языков" (мифология, музыка, литература и др.). Возможность же описания всего общества как единой структуры отрицается. Интересная модель С. предложена Э. Вероном (1971), согласно которому "область идеологической манифестации", или знаковых систем общества, включает следующие группы языковых и неязыковых сообщений: 1) тексты (аудиальные и/или визуальные, причем не только естественно-языковые); 2) организацию социального пространства (архитектура, городская и промышленная планировка); 3) групповые действия и их правила (традиции, обычаи, системы институционального, технического и профессионального поведения, системы политических акций, ритуалы и т. п.).

В Советском Союзе приложение семиотических методов к области социального ограничивалось идеологическими рамками. Социосемиотическую направленность можно отметить в работах "Введение в этническую психологию" Г. Г. Шпета, "Язык, знак, культура" М. К. Петрова, "Культура и взрыв" Ю. М. Лотмана. Наиболее разработанная модель С. создана М. К. Петровым. Оставляя социально-философскую концепцию марксизма для объяснения "материально-практической" деятельности, он строит семиотическую модель общения, в которой исследует "социокод" знаковой реальности культуры, организующий деятельность, знание и "институты общения". Особое внимание уделяется диахроническому описанию социокода и механизмам его трансляции. Марксистское влияние на С. обычно проявляется в критике идеологии и массовой культуры (хотя существуют и позитивные описания последней, например у В. Беньямина). Так, Р. Барт разоблачал средствами семиологического объяснения мифологию "капиталистического общества" в продукции средств массовой информации, рекламы, в моде и т. д. Ангажирована и С. "теории коммуникативного действия" Ю. Хабермаса, который увлечен критикой "инструментального разума" и т. д.

В социологии символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер и др.) ни человек сам для себя,  ни другие люди для него, ни социальные ситуации и культурные ценности не выступают факторами социального действия и поведения без их символической интерпретации. Их объективность тождественна их знаковости, связана с наделением их тем или иным значением (чем "объект" и отличается от "стимула"). Ситуации же группового взаимодействия связаны с принятием и интерпретацией роли других людей. Данный подход модернизирован в концепции "социальной драматургии" Э. Гофмана (также К. Берка, X. Данкена). Гофман моделирует ситуации речевого и неречевого общения с помощью метафоры театра, объясняя взаимодействие в терминах "актер", "маска", "сценарий", "сцена" и т. п. Значимое поведение объясняется им как отклоняющееся от проблемно-разрешающего благодаря отчуждению (самоотстранению) индивида в ситуации взаимодействия с другими людьми. На первый план выходит коммуникация посредством фиктивных сообщений. Действие же развертывается не в контексте актуально-наличного мира, а на воображаемой сцене. Здесь можно вернуться к Г. Блумеру: "Этот мир имеет полностью социальное происхождение, ибо значения возникают в процессе социального взаимодействия. Различные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда объекты, их составляющие, меняют свои значения".

Проблемы С. поднимаются также в этнометодологии X. Гарфинкеля (последователи П. Мак-Хью, А. Блам и др.). Этнометодология связана с американской культурной антропологией и этнолингвистикой. В ней рассматривается взаимодействие интерпретации с интерпретируемой социальной действительностью, феномен "рефлексивности" связывает существование социального с представлениями о нем. Тем самым отрицается принципиальная дистанция между метаязыком описания и языком-объектом повседневного опыта. Описания социального повышают меру его рациональности. Различие же научных описаний от повседневного опыта видится в типе используемых суждений: для обыденного языка характерны контекстно-связанные индексные высказывания, которые превращаются посредством онтологизации в контекстно-независимые (объективные) суждения научных классификаций. С. представлена и в ряде других социальных наук: экономике, политологии, географии, теории массовой информации, архитектуры и др.

Д. В. Анкин

Просмотров: 920
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПЦИЯ
  • Дистанция социального общения
  • КЛАССОВО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА)
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
  • КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
  • Классово-стратификационная структура общества (Социальная структура общества)
  • МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ
  • МОДЕЛЬ ПОДСИСТЕМ (СИСТЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ)
  • Медицинская модель поведения общества
  • НАПРЯЖЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ В ОТНОШЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ И ОБЩЕСТВА
  • Научное описание языка через другой язык
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Основные понятия и идеи теории коммуникативного действия Хабермаса
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
  • Развитие социального поведения людей
  • Российская модель системы социального партнерства
  • СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ НА СИСТЕМУ ЯЗЫКА
  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
  • Теория социального действия
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • Этносимволические функции литературного языка (Символические функции языка)
  • ЯЗЫКА ФУНКЦИИ, или Употребления языка
  • Язык общения: социально-политические факторы выбора языка
  • теория элементарного социального поведения (Г. Хоманс), (теория социального обмена Хоманса)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь