|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
ШИИЗМ- направление мусульманского богословия, религиозно-философское и социально-политическое движение в мире ислама, название которого происходит от "шиат Али" (араб., "партия Али" - родственника и преемника пророка Мухаммада, - религиозно-политическая группировка, образовавшаяся в середине VII в.). Ш. развивает мистические представления о верховной власти и о духовном наследовании в роде Али и Мухаммада, преемничестве имамов как носителей "божественной субстанции", в противоположность суннитам и хариджитам, провозгласившим выборность главы мусульманской общины. "Фундаменталистский" Ш. противостоит социальным нововведениям и ломке мусульманских норм и традиций, считая следование Корану и нормам шариата главным содержанием общественной жизни в исламе. В отличие от иррационального характера суфийских учений мистического пути трансцендентного постижения Бога (см. "Суфизм") рациональные черты Ш. проявляются в логическом обосновании богословия, в иерархической духовной и социальной структуре как определенном воплощении божественного порядка. В этом смысле для Ш. характерны следующие черты: строгое наследование духовной власти имама-халифа (преемника Мухаммада), опора на коранические концепции картины мира и человека, а также рациональная критика христианской и иудейской теологии. Наиболее распространенными направлениями Ш. являются различающиеся с середины VIII в. по признанию седьмого ("скрытого") имама исмаилиты (последователи Исмаила) - карматы (с середины IX в.) и имамиты. Их общей основой является шиитская идея пришествия махди, что роднит их с бабитами ("баб" - "врата" скрытого имама) и бахаизмом (см. "Бахаизм") как течениями в Ш. Характеристикой социально-философского учения бабитов могут послужить философско-исторические идеи циклического развития общества: в каждой циклической смене эпох Бог через пророка данной эпохи устанавливает свои законы и порядки; каждое из божественных откровений не может действовать вечно, а является относительной истиной на данном этапе развития общества. Теория цикличности и космогоническая теория исмаилчтов как одного из основных течений Ш. строятся на представлениях о мистическом значении текста (текстовая реальность Корана). В соответствии с ними общество и природа рассматриваются как отражение космического порядка Бога-абсолюта, отражение структуры Мирового Разума, Мировой Души. Иерархия и эзотерическая доктрина исмаилитов во многом сходны со структурой суфийских орденов и религиозно-философскими учениями суфизма (см. "Суфизм"). Философское учение Ш. в значительной степени адаптировало элементы идеалистической философии неоплатонизма (соединение идеи монотеизма и множественности явлений реального мира), рационалистической философии Аристотеля, христианского гностицизма, мистицизма и т. д. Уступая суннизму во влиянии, Ш. обладает глубокой преемственной духовной культурой, на которой основаны поиски новых религиозно-философских идей для защиты и выживания мусульманского богословия в эпоху НТР. Новые религиозно-философские идеи позволяют Ш. приспособиться к требованиям современной цивилизации в поиске собственного пути развития и сохранения своеобразия единой духовной культуры ислама (в отличие от технократического индивидуализма Запада) вопреки неприятию социальных реформ в Ш. В значительной степени усилению влияния современного Ш. послужили победа исламской революции в Иране как стране с абсолютным преобладанием шиитского населения и распространение бахаизма во многих странах мира. И. А. Латыпов
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|