КОМПЛЕКС

- организованная совокупность аффективно заряженных мыслей, представлений, воспоминаний, интересов и установок личности, воздействие которых на актуальную психическую жизнь происходит как правило бессознательно. Формируется главным образом в раннем детстве на основе межличностных отношений и обуславливает многие закономерности последующей психической жизни.

К. могут стать отколовшаяся часть психики, набор образов и идей, группирующихся вокруг центра, имеющего своим источником как архетипы, символы, мифы, так и травматические переживания, фрустрации, характеризующиеся общим эмоциональным настроением. Начиная действовать, становясь "констеллированными", К. накладывают отпечаток на поведение и характеризуются аффектом, вне зависимости, сознает это человек или нет. К. представляет собой устойчивую последовательность ассоциативных цепей. Новые жизненные ситуации бессознательно сводятся к ситуациям из глубокого детства; тем самым поведение управляется скрытой и неизменной структурой.

Фрейд выделил несколько фундаментальных базовых К., среди которых: а) Эдипов К. (получивший свое название от известного греческого мифа о царе Эдипе, убившем своего отца и вступившем в брак со своей матерью), определяющий социальную позицию субъекта ("эдиповская триангуляция"), представляющий собой основу структурирования личности и формирования человеческих желаний; б) К. кастрации, который сопровождает процесс формирования и развития сексуальной идентичности, провоцируя фобические и агрессивные тенденции в эволюции личности (его более общее понимание связано с таким порядком в культуре, когда право на использование чего-либо всегда связано с социальным запретом или в равной мере с нарушением этого запрета). В этих и мн. др. К. психоанализ находит опору всей психопатологии и стремится выявить своеобразие их возникновения, функционирования и возможности устранения для каждого конкретного случая патологии.

Представление о К. основано на опровержении идей о монолитности личности, т. е. К. ведут себя как независимые существа в пределах единого организма, априорно управляя его поведением в мире.

К. представляют собой совершенно естественные явления, которые могут развиваться как в позитивном, так и в негативном направлении. Т. к. "эго" содержит архетипический аспект, оно также находится в центре К. - персонифицированной истории развития сознания и самопознания индивида. "Эго-комплекс" связан с др. К., которые часто вовлекают его в конфликт. Именно тогда и возникает опасность, что он (или любой другой К.) отделится настолько, что начнет доминировать над всей личностью. К. может превзойти по психологической интенсивности само "эго" (в случае психоза или невроза), или "эго" может отождествиться с К. (автономный К.).

При условии, что "эго" в состоянии установить жизнеспособные, гармоничные отношения с др. К., возникает более разносторонняя и богатая личность. К. являются необходимыми составляющими психической жизни.

К. Ю. Багаев

Просмотров: 674
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • F62.1 Хроническое изменение личности после психической болезни.
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • Возрастная периодизация развития личности
  • ДЕФИЦИТАРНЫЙ ТИП ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Дефицитарный тип формирования личности
  • Использование терапевтом своей личности
  • История развития учения о патологии личности
  • Конфликтное поведение личности
  • Личности область (область формирования и развития личности)
  • Макрофазы развития личности
  • Мотивы развития личности
  • Независимые личности
  • Особенности формирования бредовых идей
  • ПОВЕДЕНИЕ КОНФЛИКТНОЕ ШИЗОИДНОЙ ЛИЧНОСТИ
  • ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • ПСИХОГЕННЫЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
  • ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО РАСПАДА И ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
  • ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО РАСПАДА И ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
  • Переоценка своей личности
  • Периодизация развития личности
  • Развития личности обобщенная модель
  • Расширение своей личности
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
  • Учет своей личности
  • Факторы развития личности
  • Эпигенетическая теория развития личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь