ХРИСТИАНСТВО

(от греч. помазанник, мессия) - одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), своим содержанием положившая основания для философствования главным образом по трем направлениям: 1) тринитарная теология; 2) христология и 3) теологическая антропология. Рассмотрение данных проблем побудило уже средневековых мыслителей при анализе библейского текста вплотную подойти к вопросам о знаке, значении и понимании, т. е. к семиотической и герменевтической проблематикам. Восприняв идею единого Бога из иудаизма как абсолютной благодати, абсолютного могущества и первопричины всего сущего, X. доводит личностное понимание абсолюта до состояния, которое выражено в двух его центральных догматах - триединство и боговоплощение. Идея триединства предполагает, что внутренняя жизнь божества есть личное отношение трех "ипостасей" · (лиц) Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и Св. Духа ("животворящего" принципа). Согласно догмату о триединстве. Сын "рождается" от Отца и Св. Дух "исходит" от Отца (по православному догмату) или от Отца и Сына (по католическому догмату). Философское содержание этого триединства предусматривает, что в каждой ипостаси целиком содержится вся Троица, и в то же время ипостаси различны. Божественные лица здесь состоят в единстве и вовсе не требуют диалектического снятия. Бог не есть нечто отстранение третье по отношению к своим ипостасям. Понятие Троицы как целостности концентрируется только в полном логическом объеме и заново в каждом из своих определений. Снятие противоположностей между ними означало бы уничтожение самого понятия. Внутренняя структура христианской Троицы сводится к следующей формуле: отдельный член не равен себе и только в тождестве с другим воплощает Единое. Данный принцип с методологической т. зр. ценен для понимания всякой целостности, содержание которой раскрывается в зависимости от выявленного разнообразия и диалогичности находящихся в ней "инаковостей".

Если в тринитарном догмате провозглашался тезис о тождестве сущности и инаковости ипостасей, то в христологии через догмат боговоплощения постулировалось тождество ипостаси и инаковости сущностей, или природ - человеческой и божественной (во Христе). Преодолевая крайности несторианства и монофиситства, Халкидонский собор (451 г.) провозглашает парадоксальную формулу единства человеческой и божественной природ во Христе, находящиеся в нем "неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно". Боговоплощение в X. понималось как единократное, что позволяло с опорой на библейский текст формулировать историческое время в трех аспектах, как профанное, мистическое и эсхатологическое. Это способствовало созданию специфически европейского образа линейного и динамично-направленного историзма.

Христологическая формула имела развитие в рамках теологической антропологии, использовавшей аналогию с соединением божественной и человеческой природ во Христе для манифестации и разъяснения соединения души и тела у человека. Доказывая примат ипостасного единства в человеке духовной и телесной природ над их различием, большинство мыслителей придерживалось мнения о сопричастности души к телу, "оживляющей" и возвышающей последнюю, в противоположность, например, платонизму. Таковы главные аспекты философского содержания X., формирование которого шло при посредстве греко-римской философии.

С. А. Азаренко

Просмотров: 634
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • »О ТРЕХ ОБМАНЩИКАХ»
  • АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ
  • АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕСТРУКТИВНОСТИ
  • ВЛАСТЬ ОТЦА, МАТЕРИ
  • Гераклит: новое в понимании первоначала (идея огня)
  • Догмат о триединстве Бога или о Троице
  • Жак Маритен:Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы человеческой личности
  • ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ
  • ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ
  • ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ
  • ИПОСТАСИ
  • Кризис трех лет
  • ОТЦА КОМПЛЕКС
  • ОТЦА, СУРРОГАТ
  • ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ОБЩЕГО И ОСОБЕННОГО
  • ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ
  • Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса
  • Символическое представление трех измерений в двух
  • Синдром «трех геми»
  • Синдром трех «близнецов»
  • ТЕОРИЯ ТРЕХ СТИЛЕЙ
  • Философия человеческой природы
  • Ценность человеческой жизни
  • принцип единства и борьбы противоположностей
  • принцип единства содержания и формы
  • принцип единства явления и его сущности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь