ГРАНИЦА

- начало или конец всякого определенного бытия; межа, отделяющая нечто от иного; место прямого соприкосновения, единения и взаимопроникновения смежно сосуществующих предметов.

По своей природе Г. парадоксальна: а) разъединяя вещи, она в то же время объединяет их, становится основой их связи; пограничные контакты разных А и Б чреваты эмерджентами, неожиданными новообразованиями; б) Г., как конечности качества, присуща также потенциальная бесконечность, поскольку, переходя через нее, данное качество становится иным, превращается в другое; в) будучи одним внешним нечто каждая качественная определенность  в то же время содержит внутри себя множество внутренних определенностей, граней, является единством многих признаков. В каких бы ракурсах ни рассматривалась Г., она всегда предстает чем-то неопределенным, амбивалентным - эта существенная, истинно диалектичная двойственность Г. указывает на то, что именно неопределенность и есть то, что составляет качественную определенность пограничного бытия.

Г. подразделяют на пространственные и временные, внешние и внутренние, качественные и количественные, существенные и несущественные, постоянные и изменчивые, преодолимые и непреодолимые и т. д. Вопрос о первопричинах пограничного бытия - одна из вечных загадок для человечества. Например, в философии он может ставиться как вопрос о водоразделе бытия и ничто, в социологии - как проблема маргинальности, в социальной психологии - как проблема гендерной идентичности, в политике - как обсуждение геополитических реалий, в науковедении - как задача описания пограничных синтетических наук, в физике - как задачи о силах поверхностного натяжения или скин-эффекте.

Античные мыслители по-разному объясняли причину изначальной дискретности вещей, их отделенности друг от друга Г. Демокрит усматривал предельную причину раздельности простейших качеств в принципиальной неделимости вечных атомов, а источник безграничности и бесконечной делимости видел в пустоте. Согласно Платону, Г. между материальными телами появляются благодаря действию бестелесных математических Идей. Эти особые "математические предметы" встраиваются опосредующим звеном между общими идеями и однородной материей, непосредственно воплощаясь в виде чувственно воспринимаемых контуров, очертаний и фигур определенной величины и числа, то есть тел в пространстве. Сама же по себе материя, по Платону, однородна, нерасчлененна, бескачественна - это непрерывное количество. Аристотель, напротив, непрерывное количество толкует не как неразличенную сплошность без всяких Г., но как внутри себя различенное, разграниченное, состоящее из частей. Части непрерывного количества соприкасаются друг с другом, имеют общую Г.; между ними нет заполненного инородной "сущностью" промежутка. Есть также и раздельные (прерывные) количества - их Аристотель характеризует тем, что их части не имеют общей Г. (число, речь, единицы, слоги).

Спиноза признает реальное существование Г. между вещами, но полагает, что фактическая отделенность (конечность) тел друг от друга вовсе не означает, будто тела суть разнородные субстанции. Реальные Г. между телами - это Г. между принципиально однородными частями или Г. внутри одной и той же субстанции. Это Г. внутри естественноприродной материи, а не между материей и пустотой.

Лейбниц полагает, что тело само в себе есть нечто сплошное, неопределенное и киселеобразное, к тому же лишенное движения. Все различения и Г. в телесную субстанцию вносятся энтелехией, деятельностью разума. Иногда для отождествления тел достаточно проследить совпадение их пространственных Г. во все моменты времени. Однако Г. могут быть не только пространственными, но проходить также по линии других свойств. Тогда более строго принцип тождества, по Лейбницу, формулируется так: две вещи будут тождественны в том случае, если любое качество, принадлежащее одной из них, принадлежит и другой. Отождествление есть совпадение качественных Г. вещей. Разумеется, тождество всегда есть тождество в каком-то отношении. Г. вещи есть ограниченность ее в отношении одних характеристик и не является Г. в отношении каких-либо других признаков.

Наиболее полно диалектическое учение о Г. представлено в работах Гегеля, в особенности в его "Науке логики". "Граница есть то, в чем ограничиваемые в той же мере суть, в какой и не суть..." - пишет Гегель (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 1. M., 1970, с. 237). От Г. неотделимы ее стороны - бытие и ничто. Бог и творение, положительное и отрицательное; все понятия философии, считает Гегель, могут служить примерами единства и нераздельности сторон Г. Она - не пустое пространство и не чистое бытие, а синтетическое содержание. С одной стороны, Г. - имманентное определение всякого нечто как конечного "внутри-себя-бытия". С другой стороны, Г. - это "бытие-для-иного", то есть это есть нечто со своим иным. "В границе выдвигается небытие-для-иного, качественное отрицание иного... Противоречие сразу же имеется в том, что граница как рефлектированное в себя отрицание (данного) нечто содержит в себе идеально моменты нечто и иного, и в то же время они как различенные моменты положены в сфере наличного бытия как реально, качественно различные" (там же, с. 188).

Г. - это опосредование, через которое нечто и иное есть и не есть; она одна на двоих, середина между нечто и иным, в которой они прекращаются. Они имеют свое наличное бытие  по ту сторону друг друга и их Г.; Г. как небытие каждого из них есть иное обоих. В Г. нечто и иное тождественны, у них есть общее им обоим единство и различие. Нечто - не то, что другое. Когда мы определяем нечто как предел, мы тем самым уже выходим за его предел. Нечто имеет свое наличное бытие только в Г. (там же, с. 190). "Другое определение - беспокойство, приемное (всякому) нечто и состоящее в том, что в своей границе, в которой оно имманентно, нечто есть противоречие, заставляющее его выходить за свои пределы" (там же, с. 190). Г. в самом определении существует как предел. "Как долженствование нечто выше своего предела, но и наоборот, лишь как долженствование оно имеет свой предел; и то и другое нераздельны" (там же, с. 136). Г. существует, и должно переступать ее (там же, с. 313).

В Г. взаимооборачиваются активное и пассивное, субъектное и объектное. "Будучи ограничивающим, нечто, правда, низводится до того, что само оказывается ограничиваемым, однако его граница как прекращение иного в нем в то же время сама есть лишь бытие этого нечто. благодаря ей нечто есть то, что оно есть, имеет в ней свое качество" (там же, с. 189). Качественная Г. - это конец некоего данного качества; качество есть такое бытие и непосредственность, в которых Г. и определенность тождественны с бытием, количественная Г. - это что-то вроде поля, а не линии; это безразличие данного нечто к своей внешней Г., но это безразличие относительное, в рамках меры. Мера - интервал (промежуток между Г.) постоянства качественной определенности, количественные Г. которого постепенно изменяются.

Конечное - двигающееся к своему концу из-за изменения своих внутренних Г. "Нечто вместе со своей имманентной границей, полагаемое как противоречие самому себе, в силу которого оно выводится и гонится дальше себя, есть конечное" (там же, с. 191). Г. становится, укрепляется и отрицается. Становящаяся Г. есть, по Гегелю, отталкивание определенности от самой себя, порождение не того, что равно самому себе, выход за свои пределы. В этом выхождении Г. вновь возникает, снимая себя и выводя себя к следующей Г., и так далее до бесконечности (там же, с. 303).

Гегель различает Г. и "определенность". "Определенность, как таковая, принадлежит к бытию и качественному Она не граница, так что не относится к чему-то иному как к своему потустороннему, а скорее... она собственный имманентный момент всеобщего; поэтому всеобщее находится в особенности не при чем-то ином, а всецело остается при самом себе" (там же, Т. 3. M., 1972, с. 40). Когда Г. отрицается, то происходит выход за определенность. В отличие от качества с его относительно устойчивой внешней Г. сущность есть такое бытие, которое не терпит никаких границ и "есть абсолютное безразличие к границе... в ней определенности нет: определенность только положена самой сущностью" (там же, Т. 2. M., 1971, с. 9). Г. сама может иметь промежутки, интервалы, переходные моменты. Она может иметь и характер "ничто", и характер "меры". В наличном бытии ничто становится Г., через посредство которой нечто все же соотносится с чем-то иным вне его. Если мера как интервал сравнительно устойчива, то на самой Г. меры (при переходе к иной мере) - наименьшая устойчивость. Небытие предмета - те Г., за которыми данный предмет еще или уже не существует.

Проблема Г. между отдельными вещами предполагает также решение вопроса о пределе делимости пространства и времени: отделены ли контактирующие вещи квантами длины и времени или Г. объединяет их без "атомарных" промежутков? Эта проблема пока не имеет своего решения.

Д. В. Пивоваров

Просмотров: 993
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • WHOIS (Кто есть кто)
  • “Как будто”
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • анонимный «кто есть кто»
  • АНОНИМНЫЙ «КТО ЕСТЬ КТО»
  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • КАК БУДТО
  • КАК БУДТО
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • Наличное бытие и бытие как основание
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Нечто и ничто
  • НЕЧТО, ОТНОСЯЩЕЕСЯ К ГРАММАТОЛОГИИ
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Прекрасное есть жизнь
  • Принятие другого таким, каков он есть
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Рамка как будто
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ КАК ВЕЩИ
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Тератологический, то есть относящийся к тератологии
  • Удобство, нечто, предоставленное взаймы
  • Фрейм -«как если бы»
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь