ПЛЮРАЛИЗМ

(лат. pluralis — множественный) 1. В философии — концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический П.), основоположений и форм знания (гносеологический П.). Термин “П.” введен в философию в начале 19 в. (X. Вольф). В зависимости от того или иного решения основного вопроса философии П. может быть как материалистическим — Эмпедокл (в онтологии), Спиноза (в гносеологии), так и идеалистическим — Лейбниц. Особая форма философского П.— дуализм, постулирующий независимое существование материального и идеального (Декарт, картезианцы). Исторически большинство крупных философских систем прошлого, стремясь выявить внутреннюю взаимосвязь явлений, свести их многообразие к единому основанию, имело монистическую направленность. С конца 19 в. наблюдается усиление тенденций к плюралистической трактовке бытия и познания. При этом происходит заметное перемещение внимания с проблемы исходного начала (начал) мироздания на проблемы гносеологии. П. в гносеологии и философии науки отстаивают такие направления, как конвенционализм, нек-рые постпозитивистские концепции (“анархическая теория познания”  Фейерабенда, критический рационализм  и др.). Теоретико-познавательная основа философского П.—релятивизм. Гносеологический П. отрицает принципиальное единство знания, кладет в основу теории познания представления о существовании множества равноправных, независимых друг от друга форм и источников знания, функционирующих по своим собственным законам (наука, художественное творчество, обыденное знание, магия, миф, мистика и т. д.), взаимоисключающих (“несоизмеримых”) “картин мира”. Плюралистические концепции, как правило, отрицают или недооценивают принцип развития, без учета к-рого невозможно объединить в единое целое множество качественно разнородных, по видимости совершенно не связанных друг с другом явлений и форм. За пределами осн. вопроса философии и проблемы материального единства и многообразия мира противопоставление П. и монистических установок не носит абсолютного характера. Мировоззрение и методология П. могут содержать рациональные моменты, предохраняющие от абсолютизации исторически сложившегося концептуального строя, стиля мышления или картины мира, той или иной конкретной модели структуры знания (гипотетико-дедуктивная модель научной теории, кумулятивистские концепции роста науки и т. д.), утверждая многовариантность развития знания, стимулируя конкуренцию и борьбу различных теоретико-познавательных и методологических программ. 2. Принцип организации и функционирования демократической политической системы, предполагающий наличие в об-ве многообразных самостоятельных социальных и политических групп и образований, способных оказывать влияние на формирование политики и в то же время не обладающих монополией на власть. Политический П. предполагает последовательное проведение принципа разделения власти (законодательной, исполнительной, судебной) и осуществляется в форме правового государства. Концепция политического П. развивается рядом течений совр. немарксистской политологии (теории плюралистической демократии). В последние годы понятие “П.” широко используется в политической теории и социальной практике социализма. Формирующееся понятие социалистического П. фиксирует происходящий в теории и практике строительства нового об-ва отход от упрощенного понимания демократии, от административно-командной системы управления, искусственного единообразия и утверждения многообразия интересов, форм политической жизни, мнений и взглядов в рамках социалистической политики и идеологии. Экономическая основа политического П.— существование и развитие многообразия форм собственности. Для осуществления и успешного функционирования социалистического П. необходимы: всесторонняя демократизация об-ва при одновременном сужении сферы государственной регламентации, рост и развитие социальных институтов, выражающих многообразие интересов, укрепление социалистического правового государства, преодоление догматизма и застоя в духовной жизни об-ва и утверждение развитой политической и общей культуры. Применительно к сфере международных отношений П. тесно связан с формированием нового политического мышления.

Просмотров: 960
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • «ФИЛОСОФИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ»
  • ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ДИСЛЕКСИЯ ФОРМ СЛОВА
  • ДРУГИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • Доска форм Сегена
  • ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МИРА
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • МЕТОД СИНТЕЗА ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ
  • НАДЕЖНОСТЬ, ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫХ ФОРМ
  • НИХОНДЗИН РОН (япон. - теории о японцах), другое название НИХОН БУНКА РОН (япон. - теории японской культуры)
  • Надёжность взаимозаменяемых форм
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • Оценка состояния философского знания на Руси
  • ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ ТЕОРИЯ
  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки)
  • ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ТЕОРИИ
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • Плюралистические теории демократии
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Проблема философского метода и критерия знания в античности
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • Соловьев: «Критика отвлеченных начал» и обоснование цельного знания
  • Специальные социологические теории, или Теории среднего уровня
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • ЭКВИВАЛЕНТНЫХ ФОРМ, НАДЕЖНОСТЬ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь