НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

— этап развития философии, представленный учениями Канта/Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Будучи идеологическим выражением взглядов прогрессивной буржуазии эпохи ломки феодальных отношении конца 18 — первой половины 19 в., Н. к. ф. представляет собой своеобразное обобщение опыта буржуазных революций, к тому времени уже миновавших вершины своей революционности (англ. и фр. революции). Отсюда и ярко выраженные компромиссные тенденции в Н. к. ф., усиленные условиями тогдашней Германии (феодальная раздробленность, относительная слабость буржуазии и т. д.); отсюда же и стремление ограничить решение многих жизненных проблем областью или духовно-теоретической, или абстрактно-чувственной. Теоретическими источниками Н. к. ф. были крупнейшие достижения предшествующего духовного развития человечества, в особенности идейное наследие фр. и нем. Просвещения, рационализм Декарта, Спинозы. Лейбница, материалистическая линия в философии (Ф. Бэкон, Гоббс, Спиноза, Гассенди и др.). Н. к. ф. представлена всеми осн. философскими течениями: дуалистическим (Кант), субъективно-идеалистическим (Фихте), объективным идеализмом (Шеллинг, Гегель) и материализмом (Фейербах). Несмотря на разнообразие осн. философских позиций, Н. к. ф. является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все системы Н. к. ф. логически вытекают одна из др. Так, внутреннее противоречие  философской системы Канта, заключающееся в признании объективно существующей “вещи в себе” и отрицании возможности ее познания, породило попытку его преодоления в рамках субъективного идеализма Фихте, а затем объективного идеализма Шеллинга и Гегеля. Идеалистические системы их основаны на принципе тождества субъекта и объекта, идеального и реального. Если “у Канта познание разгораживает (разделяет) природу и человека...” (Ленин В. И. Т. 29. С. 83), то у Гегеля реальность соответствует понятию, его категориям и законам. Причем последние берутся у Гегеля в движении, саморазвитии, что позволило ему угадать в диалектике понятий диалектику вещей. Основой этого гениального угадывания была логическая обработка всей истории мышления, то, что, по словам Ленина, “Гегель берет свое саморазвитие понятий, категорий в связи со всей историей философии” (там же. С. 104). Однако идеализм Гегеля, абсолютизация мышления и его истории, подчинение материального внутреннему движению духовного, т. е. замыкание мышления на само себя, в конечном счете и породили коренной порок его системы — диалектическое развитие стало, по существу, движением по замкнутому кругу. Выступив с критикой гегелевского идеализма, Фейербах отбросил абсолютную идею, а вместе с нею и диалектику духовного развития человечества, видя в ней лишь совокупность различных, нередко иллюзорных (отчужденных) форм проявления сущностных сил человека. Мышление, сознание он свел к чувственному созерцанию, а сущность человека  — к природной чувственной основе. Отказ от идеи развития, созерцательность фейербаховского материализма обусловили его непоследовательность, сказавшуюся в идеалистическом толковании истории. Всем ходом своего развития Н. к. ф. показала, что наиболее полное, глубоко научное философское осмысление мира и человека может быть осуществлено лишь на материалистической основе с использованием всех достижений Н. к. ф., особенно ее диалектики. Именно это обстоятельство и позволило Н. к. ф. стать одним из осн. источников марксизма.

Просмотров: 762
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • Ильин:Исследование и интерпретация философии Гегеля
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Конт о стадиях развития истории человечества
  • Мышления уровни развития
  • ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • ОЧЕРК РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Основные периоды жизни, сочинения и идеи Гегеля. Юность Гегеля. Штутгарт (1770-1788)
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • Ресурсы развития человека
  • СОГЛАШЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ В 1990 ГОДУ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЭМБРИОЛОГИИ
  • Стадии развития человека
  • Схоластическая философия.Социокультурный контекст развития средневековой философии
  • ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • мониторинг развития системы образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь