КОММУНИЗМ

(от лат. communis — общий) — а) общественный идеал, впитавший в себя гуманистические начала человеческой цивилизации, извечные стремления людей к всеобщему благополучию, полному социальному равенству, свободному всестороннему развитию; б) концепции, учения, политические движения, разделяющие и обосновывающие этот идеал, выступающие за реализацию его на практике; в) об-во, конкретный тип организации общественной жизни, отвечающий тому или иному пониманию коммунистического идеала; в социально-философской теории марксизма формация, следующая за капитализмом, вторая, высшая по сравнению с социализмом ступень этой формации, конечная цель  коммунистического движения. Представления о К. как об-ве всеобщего благополучия и полного социального равенства и первые попытки их практической реализации прослеживаются с глубокой древности — коммунистические черты в идеальном государстве Платона; нек-рые монашеские ордена и религиозные секты в средние века  и в эпоху Возрождения; различные концепции утопического (в т. ч. “распределительного” и “казарменного”) К. в 17 — 1-й пол. 19 в. (Кампанелла, Мабли, Кабе, Оуэн, Фурье, Сен-Симон) и попытки их реализации (“трудовые коммуны” Оуэна, фаланстеры Фурье, крестьянские трудовые коммуны в России и др.). Наиболее последовательную и глубокую разработку К. как общественный идеал и тип социального устройства об-ва получил в трудах Маркса, Энгельса, Ленина, в созданной ими теории научного К. Опираясь на исследования объективной логики всемирной истории, они пришли к выводу, что в поступательном движении человечества в процессе смены общественно-экономических формаций за капитализмом с естественно-исторической необходимостью последует установление такого общественного строя, в к-ром всеобщее благополучие и равенство, свободное развитие личности будут достигнуты на основе -высочайшего развития материального производства, преодоления частной и утверждения общественной собственности. К. позволит преодолеть отчуждение человека от созданных им материальных и духовных ценностей, существенные различия между классами и социальными группами, между городом и деревней, умственным и физическим трудом, добиться полного удовлетворения разумных потребностей людей. Переход к высшей фазе К. в представлении Маркса, Энгельса, Левина связан с коренным изменением характера труда, к-рый станет непосредственно общественным и превратится в первую жизненную потребность, что откроет возможность целостного человеческого развития. Формой регулирования общественных отношений при К. будут общечеловеческие ценности,  общепринятые нормы нравственности и справедливости, соблюдение к-рых станет привычкой. Организация об-ва будет строиться на началах общественного самоуправления. Развернутое определение сущности К. сформулировано Марксом в “Критике Готской программы”: “На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы  и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!” (Т. 19. С. 20). Классики марксизма не претендовали на то, чтобы дать детальную картину коммунистического будущего. В их представлении К.— открытая перспектива, естественноисторическая направленность развития  цивилизации, а не завершенное идеальное состояние. К.— не только социально-политическая теория и определенный социальный проект устройства об-ва будущего, но и новая философия человеческого бытия. Поэтому необходимо четко различать исторически преходящее экономическое и социально-политическое содержание, а тем более извращенные, псевдомарксистские трактовки коммунистического идеала от социальной, антропологической, экзистенциальной и культурной проблематики, составляющей подлинное ядро коммунистической идеологии: понимание К. как “завершенного гуманизма” (Маркс), как совокупности условий для всестороннего свободного и творческого развития личности. В настоящее время  представления о будущем человеческого об-ва разрабатываются в многообразных концепциях посткапиталистического, постиндустриального общества (“информационного общества” теория и др.), в различных альтернативных идеологиях, движениях и социальных проектах (альтернативное движение, экосоциализм, коммунитарное сообщество, нек-рые самоуправляющиеся группы производителей и потребителей и т. д.), ориентированных на то, чтобы жить и производить по-новому, на основе новых посткапиталистических общественных ценностей. Система этих ценностей предусматривает разрыв с логикой капиталистического типа развития, преодоление экономического фетишизма, превращение на деле человека в самоцель общественного развития. Основу этих концепций составляет формирующаяся система ценностей, имеющая мн. точек соприкосновения с коммунистическим идеалом.

Просмотров: 687
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • АКАДЕМИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  • АКАДЕМИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ им. Н.К. Крупской
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
  • ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА (ИРЧП)
  • Индекс “развития человеческого потенциала”
  • Индекс Человеческого Развития
  • Индекс развития человеческого потенциала
  • Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)
  • Индекс человеческого развития
  • История развития учения о патологии личности
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА «СЕМЬЯ» В РОССИИ
  • ПРОГНОЗ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
  • Программы социального развития на федеральном, региональном и местном уровнях
  • Ресурсы развития человека
  • Стадии развития человека
  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • Эпигенетическая теория развития личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь