ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

— наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания. Д. л. в своем научном выражении возникла как составная часть марксистской философии. Однако ее элементы имели место уже в древн., особенно античной, философии, в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля и др. В силу исторических обстоятельств в течение длительного периода формальная логика  считалась единственным учением о законах и формах мышления. Но уже примерно с 17 в. под давлением потребностей развивающегося естествознания и философской мысли начинает осознаваться ее недостаточность, необходимость учения о всеобщих принципах и методах мышления и познания (Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц и др.). Наиболее яркое выражение эта тенденция в новое время  получила в нем. классической философии. Так, Кант проводил различие между обшей и трансцендентальной логикой; последняя, на его взгляд, отличается от первой, т. е. формальной, тем, что она изучает развитие знаний и не отвлекается подобно ей, от содержания. Особая заслуга в разработке Д. л. принадлежит Гегелю, давшему ее первую всесторонне разработанную систему, проникнутую, однако, идеалистическим взглядом на мир. Марксистское учение о Д. л. вобрало в себя все ценное из предыдущего, переработав огромный опыт развития человеческого сознания и обобщив его в строгую науку о познании. Д. л. не отвергает формальную логику, а позволяет уточнить ее границы, место и роль в изучении законов и форм мышления. Если задача формальной логики связана с изучением правил развертывания готового содержания знания, то задача Д. л.— исследование законов генезиса и развития познавательного содержания, перехода его от одного уровня к др. Ленин обращал внимание на то, что в марксизме диалектика, логика и теория познания  находятся в глубоком единстве, а в определенном смысле даже совпадают друг с другом. Поэтому две проблемы, решаемые в Д. л., взаимосвязаны: 1) исследование того, как в понятиях выразить диалектику действительности; 2) изучение развития самого познания, мышления. С решением первой проблемы связано прежде всего изучение вопроса о выражении диалектических противоречий в логике понятий. Д. л. не отождествляет реальных диалектических и логических противоречий, так же как не смешивает формально-логических противоречий с диалектико-логическими, являющимися необходимой формой развития мысли. Вопрос о последних связан с вопросами об антиномиях и парадоксах познания. Д. л. формулирует ряд общих принципов, относящихся как к развитию познания в целом, так и к развертыванию отдельных более или менее законченных научных теорий. Это, напр., такие принципы, как восхождение от абстрактного к конкретному,  единства логического и исторического, единства анализа и синтеза. Особенность Д. л. состоит в том, что она не пытается формулировать какую-то абсолютную, замкнутую, не способную к развитию модель познавательного процесса, а показывает ограниченный характер всех таких моделей, их обусловленность конкретным этапом развития познания, культуры, социально-практической деятельности. Д. л. строится и развивается как философское обобщение истории развития человеческого познания. По мн. вопросам Д. л. философы-марксисты ведут споры.

Просмотров: 987
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • Гносеология, или теория познания
  • Гносеология, теория познания
  • Диатропическая модель познания
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • Мышления уровни развития
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология)
  • ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Теория познания
  • Теория познания
  • Теория познания
  • Теория познания
  • Теория познания
  • Теория познания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь