“Я, ЭГО” (в философии)

— духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным “я” обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки совестным судом и способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории философии, толкуя “я” в качестве идеального начала, не усматривали конкретно-исторического, деятельного основания человеческого “я”. Часто эта проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения философских систем. По Декарту, “я” обнаруживает себя как то, что принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального познания и этим утверждает свою самостоятельность. Т. зр. изолированного индивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в пределах метафизического материализма — к низведению человека до уровня пассивного объекта, к-рый подчиняется внешнему ходу истории. Нем. классическая философия отказалась от психологически-индивидуалистического толкования “я”, свойственного англ. эмпиризму. Но она отделила “я” от живого общественного человека и превратила в трансцендентальный субъект” . Не понимая изначально предметного характера деятельности, Фихте считал такое “я” субстанцией, абсолютным творческим началом, к-рое полагает не только самого себя, но и все сущее как свое “не-я”. Развивавший диалектику объективный идеализм  истолковал общественную сущность человеческого “я” как стоящую над конкретными людьми отчужденную силу — мировой разум  (Гегель) и т. п. Иррационализм воспроизвел ощущение личности в буржуазном об-ве, сталкивающейся с отрицанием в ней “я”. Но иррациональная т. зр. на индивида лишь увековечивает ситуацию отчуждения. Фрейдизм выразил расщепленность личности в условиях капитализма, биологизацию побуждений как погруженность “я” в “оно” (царство слепых влечений), а искаженное восприятие индивидом своей собственной общественной сущности — как результат контроля враждебного ему “сверх-я”. В классово-антагонистических формациях расщепление и отчуждение деятельности действительно ведет к обезличению индивида, к утрате им своего “я”. Поэтому в основе преодоления ложных концепций “я” лежит реальная борьба за утверждение человеком себя в качестве творца общественных отношений и норм жизни об-ва. Самое полное и свободное проявление в каждом человеке его человеческого “я” становится возможным при гармонизации его личностного мира по критериям безусловных ценностей. Доминантность на других (в смысле А. А. Ухтомского) делает его не “своецентричным”, а творчески-открытым.

Просмотров: 1997
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • “ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ”
  • «К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
  • «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
  • «ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДА
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • Л.Карсавин:Проблема личности
  • МАНИЯ САМОГО СЕБЯ
  • ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАЧУ, СЕБЯ, ДРУГИХ
  • Объективный идеализм в философии истории
  • ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
  • ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОГО свойства (КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА)
  • Познай самого себя
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • РЕАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК. Метафизика человеческого бытия
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ ИНДИВИДА
  • Рабочая сила отдельного индивида
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ИНДИВИДА
  • Социализация индивида
  • Спутанное ощущение себя
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЭТНИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ИНДИВИДА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь