Эрнст Мах (1838-1916)

- один из основоположников эмпириокритицизма, называемого еще по его имени махизмом Он был крупным австрийским физиком, сделавшим много открытий в своей области. Мах стал известен как философ после выступления с рядом работ, в которых пытался разрешить возникший кризис в физике посредством истолкования исходных теоретических понятий классической физики. Мах исходит из того, что человеческое познание начинается с ощущений, которые он называет элементами, и говорит, что эти элементы обладают нейтральным характером. Он пишет: Итак, восприятия, как и представления, воля, чувствования, одним словом -весь внутренний и внешний мир,  составляются из небольшого числа однородных элементов, образующих то более слабую, то более крепкую связь Эти элементы обыкновенно называют ощущениями. Ввиду того что под этим названием подразумевается уже определенная односторонняя теория, мы предпочитаем коротко говорить об элементах Все исследование сводится тогда к определению связи этих элементов" [Анализ ощущений и отношение физического к психическому. СПб., 1907. С. 27- 28]. Он подчеркивает, что вещь. тело, материя - ничто помимо связи их элементов [Там же. С. 15]. Мах выдвигает два основных требования, которым должна следовать наука: экономия мышления и стремление к чистой описательной науке. Принцип экономии мышления был выдвинут Махом в связи с его исследованиями в области механики. Мах высказывает мысль, что механика не является совершенным и единственным изображением реальности. Основываясь на этом, он подвергает критике понимание Ньютоном абсолютности пространства и времени, утверждая, что физические законы связаны с взаимодействием масс (это было сформулировано им как "принцип Маха"); данное утверждение опровергало положение Ньютона о том, что пространство и время  абсолютны, так как не зависят от распределения тяготеющих масс. По утверждениям Эйнштейна, Мах потряс догматическую веру в механицизм. Отрицание Махом абсолютности пространства приводило к более экономному представлению мира, так как в этом случае существовали не отдельно пространство и материя, а пространственно упорядоченная материя. В "принципе экономии мышления" Маха содержалось большое рациональное зерно, так как в нем высказывалось требование к содержательной простоте теорий и их единству. Однако в утверждениях Маха проявилось преувеличение этого принципа в ущерб требованию соответствия теории и фактов. Он подчеркивал в принципе экономии мышления важность "чистого описания", видя в нем источник нового знания. Он утверждал, что почти всякое знание возникает из ощущений и тем самым принижал роль логического мышления. Главное для Маха - это наблюдение. С. Франк писал: "Согласно Маху и его непосредственным последователям, фундаментальные законы физики должны формулироваться таким образом, чтобы они содержали только понятия, которые могли бы быть определены непосредственными наблюдениями, или, по крайней мере, связаны короткой цепью мыслей с непосредственными наблюдениями". Мах впадает в крайность, объявляя экономию мышления основной характеристикой познания. Распространяя на человека учение Дарвина о естественном отборе. Мах полагает, что организмы, в силу биологического инстинкта к самосохранению и выживанию, "приспосабливаются" к фактам действительности, что означает экономию мышления.

Просмотров: 1132
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Л.Блинников. Краткий словарь философских персоналий.




Другие новости по теме:

  • “ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ” ПРИНЦИП
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Вертгеймер Макс | WERTHEIMER, Мах (1880-1943)
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • МАХ (MACH) Эрнст
  • МАХ (Эрнст)
  • Мах Эрнст
  • Мах Эрнст
  • Мах Эрнст
  • Мах Эрнст
  • МАХ ЭРНСТ
  • МАХ Эрнст (1838-1916)
  • МАХ Эрнст (1838—1916)
  • Мах Эрнст | MACH, ERNST (1838-1916)
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Принцип экономии мышления
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Упирать на что-л
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ ПРИНЦИП
  • Я знаю, что ничего не знаю



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь