|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Cловарь музейно-педагогических терминов, 2007 г.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ– проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответа на вопросы. Чем сложнее мышление, тем больше места в нем занимают психологические процессы. Соответственно задачам и содержанию мышления различают такие его виды, как научное, техническое, поэтическое, музыкальное, художественное и т.д. По преобладающим способам и психическим процессам, включенным в мышление, выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное, практическое и др. В. М. Так, наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов. Оно связано с практическими действиями. Реальным физическим преобразованием ситуации. В элементарной форме оно присуще людям, профессии которых предполагают практический анализ, конструирование (химик, лаборант, конструктор и т.п.). Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление, позволяющее воссоздать многие свойства предмета. Этот вид мышления характерен для дошкольников, а в развитых формах – для писателей, художников, музыкантов, актеров. Абстрактное мышление протекает на основе понятий с малым количеством образов, оно функционирует на основе языковых средств и характерно для старших школьников и взрослых. Теоретическое мышление вскрывает связи и отношения между понятиями и выражает эти связи в суждениях. Оперативное мышление перерабатывает текущую информацию, обеспечивает планирование, контроль, регулирование деятельности. Практическое мышление направлено на создание реальных предметов, поиска возможностей изменения действительности. Все В. М. обычно выступают в единстве, преобладание того или иного из них в деятельности зависит от задачи, опыта, знаний, индивидуальных особенностей, интересов и возраста человека. Если говорить о мышлении художника, то ввиду специфики изобразительной деятельности, художественного творчества, оно отличается своими особенностями. Имея в своей практике дело с предметами и явлениями, которые надо наглядно представить, отразить в произведениях, художник постоянно насыщает свой мыслительный процесс наглядными образами. Специфика практической деятельности художника, выражаясь в систематической комбинации (на холсте, бумаге, в скульптуре) образов предметов действительности, определяет в высшей степени наглядно-образный характер мышления художника. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Cловарь музейно-педагогических терминов, 2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|