Социальная стратификация

процесс социального воспроизводства более или менее однородных совокупностей индивидов (классов, групп), которые, согласно теориям западноевропейских и американских социологов, образуют иерархически организованную, имеющую «верх» и «низ», структуру общества. Общественная система в данных теориях обладает тремя измерениями стратифицированного социального пространства: позиция в иерархии доходов и благосостояния (экономическая позиция в системе материального вознаграждения); статус или стиль жизни (способы и формы потребления доступных индивиду и группам материальных и социальных благ); власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп индивидов друг на друга). В функциональной теории С. с. социальное неравенство трактуется как следствие неравенства позиций (должностей, рабочих мест) в функционировании общества, а различие в размерах материального и морального вознаграждения (престиж) оказывается средством, побуждающим индивидов заполнять позиции и выполнять свой долг. В эмпирических исследованиях страты выделяются либо на основании одного признака, либо комбинации нескольких; число страт редко превышаег 8-9 групп или уровней. Концепции С. с. разрабатываются также в различных вариантах «индустриального», «постиндустриального», «информационного» и т. п. обществ. Во всех случаях исходным является тезис о неизбежности и даже вечности существования неравных частей целого. Он идейно восходит к естественнонаучным представлениям о закономерностях эволюции неорганических систем, в частности ко второму закону термодинамики. В соответствии с ним природные системы эволюционируют в направлении равновесия, одинаковости частей, отсутствия движения, т. е. в направлении к тепловой смерти. В этом смысле постоянное воспроизводство неравных элементов социальной структуры, олицетворяющих организованность и порядок, препятствуют ликидации С. с. и установлению гибельного для общества равновесия интересов, притязаний, устремлений и ценностей. Однако в теориях С. с. дают знать о себе и эгалитаристские тенденции. Они особенно ощутимы в концепциях «среднего» или «нового среднего класса». Последний трактуется как постепенно складывающееся большинство населения, обладающее собственностью и достаточными средствами для безбедного существования; оно трудолюбиво, настойчиво в достижении намеченных целей, умеет распорядиться доступными благами и ценит предоставляемые обществом возможности для социальной мобильности. Уреличение численности «среднего класса» фактически означает ликвидацию векового противостояния богатства и бедности. Идея «среднего класса» выдвигается альтернативой прежнему общественному делению, отражает уравнительные тенденции в социоло!ических воззрениях.

Просмотров: 754
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • «СРЕДНЕГО» И «НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА» ТЕОРИИ
  • ВНУШЕНИЕ, ОХВАТЫВАЮЩЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОДНОГО КЛАССА
  • КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • НОВОГО КЛАССА КОНЦЕПЦИЯ
  • ОБЩЕСТВА ИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИИ
  • ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА ТЕОРИИ
  • Педагогика постиндустриального (информационного) общества
  • РАДИКАЛИЗМ СРЕДНЕГО КЛАССА
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СИСТЕМА ИНДИКАТОРОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СИСТЕМА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ (СРЕДНЕ-УРОВНЕВЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ)
  • СРЕДНЕГО, ЗАКОН
  • СТАНДАРТНАЯ ОШИБКА СРЕДНЕГО
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • Специальные социологические теории, или Теории среднего уровня
  • Среднего закон
  • ТЕОРИИ МАЛЫХ ГРУПП
  • ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
  • ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
  • ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
  • ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ (ранга)
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ ИНДИВИДОВ
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • Теория социальных групп
  • ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Формы получения высшего и среднего профессионального образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь