Опрос

термин, обозначающий совокупность методов получения информации об изучаемом объекте. О. осуществляется путем диалога между исследователем и респондентом в виде формализованных вопросов и ответов. Благодаря этому возникает возможность, во-первых, вести общение независимо от предметной области, ведь в сознании респондентов отражены самые разнообразные обстоя-гльства прошлого и настоящего (факты, мнения, знания и т. п. . а также оценки развития этих обстоятельств в будущем, во-вторых, добиваться определенного единообразия эмпирических данных. Следовательно, О. универсален по предмету изучения, а его данные могут быть стандартизированы. Своими корнями О. уходит в глубь истории цивилизации. Уже в условиях рабовладельческого общества была необходимость вест1: 1ет населения и различных сторон его жизнедеятельности. развитие капитализма в XVII в. интенсифицировало течение многих социально-экономических процессов, что повлекло совершенствование средств их учета и анализа. Английский ученый У. Петти, которого К. Маркс назвал отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем статистики (см. Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 282), разработал так называемую «политическую арифметику». В рамках ее он впервые попытался анализировать экономические и социальные процессы с числовыми материалами в руках. Известно, что, подготавливая свое социографическое исследование «Политическая анатомия Ирландии», У. Петти с помощью специального формуляра (опросного листа) собрал информацию о населении Ирландии и его образе жизни. В Англии процесс систематического сбора эмпирических данных с помощью формуляров получил название «анкет». Известны случаи применения формуляров в XVIII в., например, Д. Дэвисом в процессе его исследовательской работы «Изучение семейного бюджета трудящихся классов в Англии» (1787 г.). В России в 1767 г. высший административный орган страны (Сенат), встревоженный резким ростом цен на хлеб, разослал во все российские уезды секретный опросный лист о причинах его дороговизны, состоящий из 14 вопросов. Причины роста цен на хлеб были обнаружены. Важное значение сбору эмпирического материала путем организации самостоятельных О. трудящихся придавали К. Маркс и Ф. Энгельс. Так, в шестой части устава 1 Интернационала говорится о необходимости рабочему классу самому осуществлять статистическое обследование своего положения во всех цивилизованных странах (см. Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 17. С. 453). К. Маркс является автором «Анкеты для рабочих», опубликованной в 1880 г. во французском социалистическом журнале. Различные виды О. применял В. И. Ленин. В статье «К вопросу о докладах комитетов и групп РСДРП общепартийному съезду» (Поли. собр. соч. Т. 7. С. 72-82) он изложил методические -требования к процессу сбора информации, изучению реального положения рабочего класса, деятельности партийных комитетов в России и включил разработанный им соответствующий вопросник с указанием цели, задач исследования, правил заполнения анкеты. В социологических исследованиях используются различные виды О. Основными критериями их классификации являются характер взаимодействия между исследователем и респондентом (личный или обезличенный, очный или заочный, индивидуальный или групповой) и степень стандартизации процедуры О. В наиболее общем плане О. сводятся к интервьюированию и анкетированию. При первой процедуре представитель исследователей (интервьюер) фиксирует ответы на вопросы сам, при второй респондент. Кроме того, для классификации имеет значение, какой физиологический канал коммуникации используется (слух, зрение) и в результате какого вида деятельности фиксируется ответ, реакция респондента на нопрос (речь, навыки письма, двигательная активность-поднятие рук при голосовании, опускание в урну предметов, символизирующих определенную точку зрения, манипуляция с техническими устройствами, фиксирующими и передающими сигнал о мнении респондента). Например, одновременное выключение телевизоров из электросети, зрители которых смотрят определенную передачу, позволяет с помощью специальной аппаратуры оценить долю зрителей, придерживающихся той или иной точки зрения по поводу некоторой проблемы. Еще большие возможности предоставляет компьютерная техника, которая может быть подключена как стационарно (например, по месту работы интервьюера или при проведении телефонного интервью), так и автономно (в качестве дисплейного класса в автобусе, который оперативно может выезжать в тот или иной район, доступный для транспорта такого типа, для опроса представителей населения этой местности). Каждый вид О. характеризуется своими организационноэкономическими и познавательными возможностями. Однако эффективность любой его разновидности в конечном счете определяется тем, насколько достоверно он отражает действительность. Ведь содержание ответов зависит от установок, настроения, компетентности респондентов, на что в свою очередь влияют форма и содержание каждого вопроса и конкретные обстоятельства проведения О. Весьма важную роль играет общий контекст общественной жизни, в рамках которой наука, в частности социология, функционирует и взаимодействует с остальными функциональными подсистемами общества. Поэтому качество данных О. (см. Качество социологического исследования) зависит в первую очередь от достижения обществом определенной ступени демократизации и лишь затем -от применения соответствующей методики и техники О., нейтрализующих субъективизм респондентов, неизбежное существование в процедуре массового О. случайных и систематических ошибок. Сопоставление данных О. с данными, которые отражают объективное состояние изучаемого явления хотя бы по ряду его значимых признаков (см. Наблюдение; Контент-анализ), повышает обоснованность теоретических выводов и практических рекомендаций социологов. В качестве объекта, для изучения которого применим О., может выступать социальная общность, группа, коллектив, индивид. А предметом его являются события, факты жизни респондентов и окружающего их мира, которые субъективно оцениваются ими наряду с мнениями, мотивами, ценностными ориентациями и т. п. феноменами сознания человека. Существуют временные показатели организации О. (длительность, частота), В соответствии с ними могут быть зондажные О. (блиц-О., О.-голосования), протекающие в полном цикле не более 10-15 минут, а также многоразовые (панельные) на одном и том же объекте и повторные по поводу одного и того же предмета. Регулярность проведения двух последних видов О. может достигать одного раза в течение 5-10 лет.

Просмотров: 827
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • ВНУШЕНИЕ, ОХВАТЫВАЮЩЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОДНОГО КЛАССА
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБНОЕ (ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОТАЖНОЕ, АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ СБОРА ДАННЫХ)
  • К.Маркс о социально-экономическом развитии
  • КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
  • Карл Генрих Маркс
  • Классификация данных психических расстройств, согласно Международной классификации болезней 10го пересмотра
  • МАРКС (Магх) Карл
  • МАРКС (Магх) Карл
  • МАРКС В РОССИИ
  • МАРКС КАРЛ
  • МАРКС КАРЛ
  • МАРКС Карл
  • МАРКС Карл
  • МАРКС Карл
  • МАРКС Карл
  • МАРКС Карл (1818—83)
  • МАРКС Карл Генрих
  • МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДАННЫХ (МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ)
  • МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
  • Маркс Карл
  • Маркс Карл
  • Маркс Карп
  • Методы сбора социолингвистических данных
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения конкретной предметной области
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Стандартизация в области применения ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов
  • Технология сбора данных



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь