|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.
МАРКС Карл(MARX, Karl) (1818-1883) Революционер и социальный теоретик. Родился и получил образование в Германии. По завершении образования Маркс женится и занимается журналистикой, однако, будучи не в состоянии найти постоянную работу, в 1843 г. переезжает в Париж. Там он близко сходится с эмигрантами-радикалами, становится социалистом и знакомится с Ф.Энгельсом, который стал его другом и соратником на всю жизнь. Высланный в 1845 г. из Франции, Маркс переезжает в Брюссель и после путешествия по Европе в конце концов поселяется в Лондоне в 1849 г. Здесь он провел оставшуюся часть своей жизни в бедности, занимаясь политической деятельностью и написанием книг, в финансовом отношении во многом поддерживаемый Энгельсом и случайной журналистской работой. Основными социологически значимыми работами Маркса являются «Немецкая идеология» (Marx and Engels, 1845b), «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (Marx and Engels, 1848), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Капитал» (1867, 1885, 1894) и две посмертные публикации — «Экономическо-философские рукописи 1844 года» (1964) и «Экономические рукописи 1857-1858 годов» («Grundrisse», 1973). Работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии, одинаково часто являясь объектом критики и источником вдохновения. В его творчестве выделяются пять важных социологических областей. (1) В своих ранних работах Маркс развивал понятие отчуждения. Одно из значений, которыми он наделял этот термин, заключалось в отчуждении труда, когда человек оказывается занятым работой, навязанной ему другими. Эта тема проходила через все последующее творчество Маркса. (2) Более всего Маркс известен своими взглядами на отношения между экономической жизнью и другими социальными институтами. Часто говорится об экономическом детерминизме Маркса, согласно которому характер общества определяется характером организации экономики и собственностью на средства производства. Это неверная трактовка. Хотя Маркс и считал, что человеческий труд составляет основу социальной деятельности, он полагал также, что социальные институты, такие, как государство или семья, относительно независимы в своем развитии от экономики и даже оказывают на нее влияние. Эти взгляды Маркса представлены в его теории базиса и надстройки. (3) Несмотря на то, что на Маркса определенным образом повлияло изучение антропологии, и что его интересовало первобытное состояние человеческого общества, он прежде всего занимался анализом обществ, организованных в социальные классы. Основанием деления общества на социальные классы являются, с его точки зрения, производственные отношения в сфере экономики. Те, кто владеет средствами производства, контролирует их и может присваивать продукты производства, составляют один класс, тогда как те, кто полагается лишь на собственный труд, составляют другой. Форма производственных отношений варьируется от общества к обществу, порождая различные классовые отношения. Например, в капиталистических обществах отношения между капиталистами и рабочими основаны на контроле капиталиста как над производительными силами, так и над продуктом. Капиталист может решать, каким образом использовать оборудование, контролировать трудовой процесс и присваивать продукт, каким бы ни был последний. В обществах же феодальных феодал не имеет непосредственного контроля над средствами производства, которые остаются в руках крестьянина, однако он может присваивать произведенный продукт. По Марксу, основной моделью таких обществ является структура, состоящая из двух классов. Тем не менее, он утверждал, что в любом реальном обществе картина оказывается более сложной, когда существует несколько классов, включая те, что остались от предшествующих стадий общества. Серьезную критику вызывает применение марксова анализа социального класса к современным капиталистическим обществам. Это связано с трудностью определения места среднего класса в рамках его схемы, а также определения класса лиц, владеющих средствами производства и контролирующих их в условиях все более заметного перехода собственности на капитал к институтам, таким, как пенсионные фонды. Согласно Марксу, производственные отношения всегда предполагают конфликт, поскольку собственники средств производства — например, капиталисты в капиталистическом обществе — в сущности эксплуатируют рабочих, присваивая продукт их труда. (4) Развитие идеи конфликта или противоречия в самой природе классового общества привело также к созданию теории социального изменения. Маркс утверждает, что «движущей силой истории» является классовая борьба: растущий класс капиталистов сверг феодальную аристократию и точно так же будет свергнут рабочим классом или пролетариатом. При видимости равенства капиталистическое общество, по его мнению, поляризуется, и рабочий класс становится все беднее и беднее. Очевидно, что социальное изменение не следует автоматически за изменениями в экономической структуре, для этого необходимо активное вмешательство людей в виде классовой борьбы. Историческое изменение имеет форму последовательности обществ, в которых господствуют различные способы производства. Примерами являются феодализм и капитализм, каждый из которых отличается более высокой степенью технологического контроля над природой по сравнению с предшествующими обществами. Марксов анализ классовой борьбы и социального изменения стал предметом ожесточенных споров. Утверждалось, что классовая борьба не имеет отношения к переходу от одного общества к другому, и что в настоящее время отсутствуют признаки надвигающихся дезинтеграции, поляризации и прогрессирующего обнищания рабочего класса, особенно в современном капиталистическом обществе. (5) Маркс был прежде всего теоретиком капиталистического общества. В «Капитале», своем наиболее объемном труде, Маркс детально рассматривает его экономические механизмы, разрабатывая трудовую теорию стоимости, теорию накопления капитала и анализируя возможности внутреннего крушения капитализма. В «Капитале» рассматриваются и такие вопросы, как товарный фетишизм и видимость и реальность, недавно приобретшие важное значение. См. также: Альтюссер; Буржуазия; Детерминизм; Идеология; Исторический материализм; Капитала фракции; Капитала функции; Класс; Марксистская социология; Периодизация; Политическая экономия; Правящий класс; Практика; Прибавочная стоимость; Рабочая сила; Разделение труда; Рынок труда; Социалистические общества; Способ производства; Трудового процесса подход; Трудовой процесс. Лит.: Craib (1997) Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|