Массовая коммуникация

процесс передачи и распростра нения социальной информации, носящий целенаправленный характер. Представляя собой специфический вид социального общения, М. к. является с исторической точки зрения объективным процессом культуронаследования, с точки зрения актуальности трансляцией информации внутри данного социума. Информация, распространяемая с помощью М. к., носит опосредованно-знаковый характер. Сам процесс М. к. обусловлен социальными потребностями и способствует социализации личности и функционированию культуры. Содержание М. к. детерминируется общественным строем и является отражением господствующего строя. Характер и формы М. к. как конкретно-исторического процесса тесно связаны с уровнем производительных сил, достигнутых человечеством, с новейшим этапом развития (развертывания), научно-технической революции. Характер и направление влияния М. к. на индивида зависят от выбора одной из двух принципиальных программ воздействия: манипулятивной и формирующей. Манипулятивная программа предполагает разделение объекта и субъекта коммуникации. Объект коммуникации составляют массы, потребляющие соответствующую культуру, субъект-небольшая социальная группа коммуникаторов, создающая массовую культуру, являющуюся основным содержанием М. к. Подобная программа воздействия апеллирует в основном к подсознательному восприятию, рассчитана на объединение на базе коллективного бессознательного восприятия принципиально разобщенных индивидов, а проблема формирования личности имеет сугубо утилитарное значение. Напротив, формирующая программа направлена на создание самоценной, коммуникабельной личности, обладающей неповторимым, индивидуальным началом. Объект и субъект коммуникаций в данном случае не разобщены (массы являются одновременно и объектом, и субъектом коммуникации). Формирующая программа рассчитана на сознательное личностное восприятие. В рамках рассматриваемой программы М. к. служит интеграции культуры, организации активного общественного мнения, пробуждению творчески сознательного начала личности. Обе программы представляют собой теоретические абстракции, отсутствуя в чистом виде в практике М. к., реальную картину которой образуют их различные сочетания. Однако следует отметить в социалистическом обществе преимущественную ориентацию М. к. на развитое в рамках формирующей программы. В условиях демократизации общественной жизни страны выбор приоритетной программы воздействия коммуникаторов тесно связан с неотложной задачей расширения прав и повышения активности аудит.оии в развитии процессов М. к. Аудитория выступает носителем активного начала в коммуникационном процессе. Участие индивида в процессе М. к. характеризуется многосложными связями. Сущность аудитории М. к. как социального образования состоит в том, что в ней отражаются те специфические социальные взаимосвязи между членами общества, которые складываются в процессе массового общения с помощью средств М. к. в целях удовлетворения информационных потребностей. Изучение процессов М. к. носит междисциплинарный характер. Задача социологии заключается в исследовании социальных аспектов коммуникационных процессов, закономерностей их функционирования и развития. К средствам массовой коммуникации обычно причисляют кино, радио, телевидение, печать (прессу). Широкая трактовка термина включает в средства массовой информации М. к. рекламу, моду, дизайн и т. д. (см. Социология СМИ}.

Просмотров: 1321
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • Аудитория в массовой коммуникации
  • Аудитория в массовой коммуникации: контакт
  • Гетеросоциальный характер общения
  • Гомосоциальный характер общения
  • КОММУНИКАЦИИ ПРОГРАММА
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Масс-медиа (средства массовой коммуникации)
  • Медиа (средства массовой коммуникации)
  • ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Программы социального развития на федеральном, региональном и местном уровнях
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СМК, масс-медиа - средства массовой коммуникации
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • Социология средств массовой информации
  • Социология средств массовой коммуникации
  • Средства массовой коммуникации
  • Средства массовой коммуникации
  • Средства массовой коммуникации, государственные
  • Субъект общения, страдающий ананкастным расстройством личности
  • Субъект общения, страдающий диссоциальным (асоциальным) расстройством личности
  • Субъект общения, страдающий зависимым расстройством личности
  • Субъект общения, страдающий параноидным расстройством личности
  • Субъект общения, страдающий тревожным расстройством личности
  • Субъект общения, страдающий шизоидным расстройством личности
  • Субъект общения, страдающий эмоционально неустойчивым (импульсивное, пограничное) расстройством личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь