Коллектив

от лат. collectivus собирательный) относительно компактная и стабильная группа людей, занятых решением конкретной задачи, спаянных общностью целей, организации деятельности, групповым сознанием, чувством коллективизма, товарищескими отношениями, дисциплиной, создающих условия своего существования и развития, управляющих ими. Основа возникновения коллектива общность коренных интересов. В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс показали невозможность подлинной коллективности в условиях классово-антагонистического общества, где существует «мнимая коллективность», «суррогат коллективности», создающие лишь видимость общности интересов классов и групп, противостоящие не только этим классам и группам, но и индивиду. Однако коллективность не только эксплуататорского общества, но и грубого, уравнительного коммунизма тоже «мнимая», ибо начисто отвергает личность человека, подавляет ее группировкой, которой лишь присвоено имя «К». Поэтому говоря о типе коллективности в нашем обществе, где социализм еще не преодолел глубокие деформации, грубую уравнительность и пр., следует признать, что она еще несет на себе печать «мнимой коллективности». Как общность К. рождается в совместной деятельности, основываясь на принципах и отношениях сотрудничества и с необходимостью предполагая их. Его формирует также целенаправленное воздействие общества. Однако К. нельзя декретировать, учредить, специально организовать, хотя декретом можно положить начало такого объединения людей, которое впоследствии станет К. Следовательно, в становлении К. решающее значение имеет взаимодействие соединенных в группу индивидов, укрепление внутригрупповых связей, которыми и определяется степень сплоченности К. и уровень его зрелости. Различают первичный (контактный) и основной (большой, дистантный) коллективы. В первичном К. (бригада, школьный класс, студенческая группа и др.) все его члены находятся в непосредственном общении и знают друг друга по совместной работе, учебе и т. д. Основной К. состоит из первичных К. Среди всех К. основными являются трудовые, а среди трудовых К. важнейшие производственные. Согласно Закону СССР «О государственном предприятии (объединении)» (1987 г.) эти К. осуществляют самоуправление. Правда, многие права, предоставленные трудовым К. данным Законом, пока не подкреплены соответствующими изменениями в верхних эшелонах (министерства и ведомства) хозяйственного управления. Сохраняющееся централизованное распределение материальных ресурсов (госзаказ), отсутствие оптового рынка и разумной системы налогов, аномалия цен, материально-финансовая несбалансированность все это пока не позволяет трудовым К. быть полностью самостоятельными в своей хозяйственной жизни, мешает внедрению хозрасчета и самофинансирования как основы рентабельного хозяйствования, самостоятельности и самоуправления. Как живой социальный организм К. возникает, достигает определенного уровня развития и прочности, а в зависимости от выполнения поставленной перед ним общественной задачи и достижения собственных целей может существовать в течение заданного времени (долговременный или кратковременный К.), а затем-саморасформироваться. К. подвержен т. н. социальным болезням, возникающим по причине нарушения его нормального функционирования, изменения внутреннего психологического климата, связей, недостаточности или перегруженности деятельностью, неправильного сочетания его интересов с общественными интересами (групповой эгоизм, утрата перспективы и др.). Жизнедеятельность К. отличается многообразием сторон и форм. Он является субъектом трудовой деятельности, планирования, воспитания и т. д. В управлении К. ныне реализуются две линии демократическая (самоуправление через выборные органы, совет трудового коллектива, общественные организации) и авторитарная (администрация). С превращением К. в самоуправляемую ассоциацию вторая линия должна в значительной степени исчерпать себя. Следует отличать К. от корпорации, между которыми имеется принципиальное различие при определенном сходстве. Для марксистско-ленинской социологии К.один из важнейших объектов исследования. Она изучает его как особый тип социальной общности, организации, группы.

Просмотров: 789
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • Аут-управленческие члены группы (организации)
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ГРУППА ИНТЕРЕСОВ
  • ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ
  • Группа интересов
  • Группы интересов
  • Группы интересов (INTEREST GROUPS)
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • Ин-управленческие члены группы (организации)
  • КЛАССОВО ОТКРЫТЫЕ ОБЩЕСТВА
  • КЛАССОВО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА)
  • КОНТРОЛЬ - ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • Классово-стратификационная структура общества (Социальная структура общества)
  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБЩЕСТВА
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации коллектива
  • Методы организации коллектива
  • НАПРЯЖЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ В ОТНОШЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ И ОБЩЕСТВА
  • Общественные объединения пожилых людей и инвалидов
  • Общность интересов
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • РОЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕНИИ
  • СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА КЛАССОВО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ
  • Структурные изменения общественности и исследования Хабермасом гражданского общества
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И ОРГАНИЗАЦИИ
  • Формы организации образовательной деятельности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь