Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/classes/rss.class.php on line 129 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.
Исторический материализмматериалистическое понимание истории) составная часть марксистско-ленинской философии, социально-философская теория общества, изучающая наиболее общие законы, источники, движущие силы его развития, впервые материалистически решившая основной вопрос философии применительно к обществу об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, в связи с чем материализм был последовательно распространен и на область истории. По словам Ф. Энгельса, он применил «выражение «исторический материализм» для обозначения того взгляда на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой» (М арке К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 305-306). Как научная теория И. м. является системой достоверного знания о наиболее общих свойствах и закономерностях развития социального целого общества. Теоретическое отражение действительности в И. м. осуществляется чеоез логически связанную систему понятий (категорий), законов, которая базируется на исходных системообразующих принципах. Будучи формой духовного, теоретического освоения действительности, И. м. включается в науку как определенную сферу человеческой деятельности, направленную на фиксацию итогов познания, получение нового знания, описание, объяснение и предсказание социальных явлений и процессов, на достижение нового знания. И. м. как философская наука выполняет интегрирующую функцию по отношению к частным общественным наукам, составляя базисную основу мировоззрения, вооружает их системой общих методов и принципов познания, выступая в качестве методологии. Имея свой специфический предмет и метод, И. м. принципиально отличается от предмета и методов социологии и поэтому не может отождествляться с общесоциологической теорией, хотя подобный взгляд еще встречается в научной литературе. Через анализ практической деятельности общества И. м. раскрывает его генезис, материальные источники и движущие силы развития, лежащие в способе производства материальных благ как диалектическом единстве производительных сил и производственных отношений. Производство определяет возможности человека в преобразовании им природы для удовлетворения своих потребностей, формирует содержание и условия реализации последних, объединяет людей и дифференцирует общественный труд по его видам, определяет объективное положение людей в системе общественного производства, их отношение к средствам производства, обмен, распределение и потребление произведенного общественного продукта (производственные отношения). Через практическую деятельность осуществляется познание человеком явлений природы и социальных отношений, которые возникают на экономической основе базисе, порождающем определенные идеологические формы жизнедеятельности надстройку (идеи, учреждения, отношения), которые осознаются и определяются людьми. Система общественных отношений, обусловленная данным способом производства материальных благ, образует исторический тип общества общественно-экономическую формацию. Смена формаций объективный естественно-исторический процесс преемственного, последовательного перехода от одного типа общества к другому, более развитому (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации). Материальное производство обусловливает формирование социальной структуры и политической организации общества, классовых интересов и отношений, борьбу антагонистических классов между собой. Высшей формой классовой борьбы является социальная революция, в результате которой происходит переход от одной общественно-экономической формации к другой, к власти приходит класс носитель новых производственных отношений. В этих процессах находят отражение механизмы действия объективных законов истории, проявляющихся через деятельность масс, классов и их организаций и институтов. Богатство общественных отношений и форм деятельности определяет степень свободы человека, исторические типы личности и сущность самого человека как «совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 3). И. м.научная теория исторического процесса, раскрывающая генетическую зависимость духовного процесса от материального, диалектику объективных условий и субъективного фактора в псторико-культурном процессе. Поэтому он выступает как наиболее общая, философская методология наук, изучающих общество. Раскрывая объективные детерминанты различных социальных элементов (подсистем, образующих общество), явлений, процессов, их закономерности и взаимосвязи, И. м. открывает возможности и создает необходимые научные предпосылки для познания и практического преобразования социальной действительности. Объясняя закономерные взаимодействия и взаимозависимости между различными структурными элементами социального целого-общества, И. м. тем самым показывает логическую связь между общественными науками, позволяет интегрировать частнонаучные формы знания в целостную систему-науку об обществе, о человеке. И. м. объясняет многие социальные системы и подсистемы, институты, общности людей, раскрывает место и значение этих образований как органических составных элементов целостного организма, разграничивает познавательную сферу наук об обществе. Он обеспечивает социологию общими научными принципами познания (материализм, детерминизм, историзм, партийность и др.). Общие законы И. м. помогают объяснять механизмы проявления, действия и функционирования многообразных форм институциональных, общностных, групповых, межличностных, подсистемных связей и отношений, существующих закономерностей и тенденций их развития, изучаемых социологией. На основе категориального аппарата И. м. формируются и развиваются многие категории и понятия социологической науки. Вместе с тем само социологическое знание, его фактологический материал, вскрываемые социологией закономерности и тенденции, ее практические и теоретические данные, в свою очередь, являются существенной эмпирической базой для дальнейшего развития самого И. м. Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|