Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Гражданское общество



Гражданское общество

понятие, характеризующее целостность общественной жизни в отношении к политическим структурам, прежде всего к государству. Г. о. включает в себя хозяйственные, социальные, культурные, духовные, семейно-бытовые отношения и институты, а также положение, роль, права и обязанности личности в системе общественных связей и учреждений. Понятия государства и Г. о. теоретически расчленяют целостный социальный организм на две взаимосвязанные и взаимообусловливающие стороны политическую и социальную сферы общества. Концепция Г. о. вырабатывалась социальной философией 17-18 вв. в связи с критикой общественных отношений и политических структур феодализма в эпоху становления социальных связей буржуазного типа. Мыслители этой эпохи считали, что человечество в ходе своего развития переходит от естественного состояния к гражданскому, в котором преодолеваются неупорядоченные отношения и произвол путем установления законов, регулирующих поведение людей. Всеобщий интерес и всеобщая воля концентрируются в государстве, возникающем на основе «общественного договора». Концепция общественного договора была направлена против теологического истолкования общественной жизни и феодальных политических теорий законности абсолютной монархии. Она утверждала, что законы гражданской жизни должны основываться на естественных правах человека, вытекающих из его природы. В философско-исторической концепции Г. Гегеля государство понимается как божественная идея, воплотившаяся в историческом мире. Базисом государства являются семья и Г. о. Государство имманентная цель семьи и Г. о., оно выражает всеобщий общественный интерес, тогда как семья и Г. о.сфера частных и особенных интересов. Миссия государства состоит в охране семьи и руководстве Г. о. Правительство своей политикой призвано упорядочить всю экономическую и социальную жизнь, снять противоречие между семьями и между сословиями, между индивидом и обществом. Структура Г. о., по Гегелю, выражается в трех сословиях: 1) земледельцы (природное сословие), 2) ремесленники, промышленники и торговцы (рефлектирующее сословие) и 3) чиновничество и военные (всеобщее сословие). Последнее сословие и олицетворяет собою всеобщий интерес, осуществляемый государством. Провозглашенная в ходе Великой французской революции Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) отрицает сословные различия людей и подлинным субъектом Г. о. объявляет самостоятельную, автономную личность человека, которому государство должно гарантировать его «естественные и неотъемлемые права», в первую очередь равенство, свободу, безопасность и собственность. Г. о. тем самым понимается как социальное пространство деятельности независимых, наделенных равными правами, а значит, и равными возможностями индивидов. Требование обеспечения со стороны государства «прав человека» как политических гарантий его личного существования в Г. о. (несмотря на ограниченную буржуазную форму, поскольку здесь вообще не стоит вопрос об экономическом и социальном равенстве) прочно вошло в фонд общечеловеческих ценностей и не потеряло своей значимости до наших дней. К. Маркс подверг детальному анализу концепцию «прав человека» и показал несостоятельность разделения понятий человек и гражданин, вскрыл буржуазную сущность декларированных прав: «Ни одно из так называемых прав человека не выходит за пределы эгоистического человека, человека как члена гражданского общества, т. е. как индивида, замкнувшегося в себе, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 401-402). Гуманистическая направленность марксовой теории революционного преобразования общества состоит в необходимости преодоления экономического и социального отчуждения человека, в преодолении всеобщего эгоизма и создании свободных ассоциаций производителей, в которых «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Там же. Т. 4. С. 447). Политический опыт истории XX в. свидетельствует, что взаимоотношения государства и Г. о. могут принимать деформированный характер, когда возникают политические структуры тоталитарного типа. Тоталитарные режимы стремятся ко всеохватывающему контролю за всеми сторонами общественной жизни, ведут к нарушению демократических свобод и прав человека, имеют тенденцию ко все возрастающей бюрократизации. Государство стремится подчинить себе все общество, а это ведет к стагнации общественной жизни. Практический опыт строительства Советского государства показал, что и социализм не избавлен от тенденции к относительной самостоятельности государства. Сложившаяся в нашей стране государственная административно-командная система управления делами общества обнаружила неэффективность своего воздействия на экономический и социальный прогресс, не всегда и не в полной мере выражает интересы и чаяния всего народа и отдельных социальных групп, ведет к гражданской апатии людей. Развернувшаяся перестройка предполагает широкую демократизацию всех сторон жизни общества, смещение акцента в сторону развития гражданских начал. Демократизация политической системы заключается в построении правового государства, в котором обеспечивается верховенство закона во всех областях общественной жизни, связанность законом самого государства и его органов, строгое соблюдение свободы личности, защита ее прав, интересов, чести и достоинства. Этот процесс направлен на раскрепощение социальных сил общества, активности и инициативы людей. Перестройка провозглашает также демократизацию экономики, утверждение многообразия форм социалистической собственности. Это будет способствовать расширению сферы хозяйственной деятельности граждан, пробуждению инициативы, смекалки, хозяйственного риска и деловитости. Именно в Г. о. концентрируется творческий потенциал социальности. Общественные связи и общественные интересы получают свое оформление и выражение в различных общественных движениях, объединениях, творческих союзах. В них выдвигаются новые идеи, проекты, планы, которые проходят проверку коллективным разумом и опробование действием, получают в конце концов ясный и определенный вид и могут затем стать руководящими принципами деятельности государства.

Просмотров: 753
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • “ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА”
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА
  • «ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
  • Всеобщая Декларация прав человека
  • Всеобщая декларация прав человека
  • ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  • ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА или ПРИМИТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА
  • Декларация прав человека
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Здоровый образ жизни человека
  • Основные события в жизни человека
  • ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА ТЕОРИИ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  • Права женщин в системе прав человека
  • Права человека и гражданина (естественные)
  • Приоритет прав человека
  • Продолжительность жизни человека
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека)
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Смысл жизни человека
  • Стадии жизни человека
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Теория государства и права
  • Цель жизни Человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь