|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В.Галкин. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений.
Декларация прав человека- (Всеобщая декларация прав человека, от 10 декабря 1948г/ООН) является типичным примером "заказной статьи" и даже демагогии, но на фоне господствующего в Мире всеобщего угнетения и лжи смотрится достаточно прогрессивно и, вероятно, некоторую положительную роль сыграла; в то же время является типичным псевдоправильным решением, занимающим экологическую нишу; попробуем понять, например, ее первую статью. Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. В первом предложении термин свободен не определен. Что такое свободен? Нельзя быть свободным вообще (вообще был свободен дух, который свободно носился непонятно над чем), можно быть свободным от чего-то: от угнетения, от денег, от обязанностей, от прав и т.п. Люди рождаются не свободными, а голыми. Они рождаются зависимыми от родителей, болезней, голода, общества и практически беспомощными. И это - правда, соответствующая реальному положению вещей. Далее термин достоинство не определен, допускает любое (множественное) толкование, но эмоционально выигрышен тем, что говорит о великих, чистых качествах. Понятие достоинство ассоциируется с блоком "чувство собственного достоинства" , которое присуще человеку как самосознающему субъекту, в то же время чувство собственного достоинства является результатом действия культуры, воспитания и конкретного момента действия. Условия его реализации настолько сложны, что вносить его в нормативный документ представляется подозрительным. Реальным фактом является то, что человек рождается на планете Земля и может претендовать на равные с другими общественные (политические) права (но чистота и незапятнанность этих прав пока еще очень сомнительна, что мы можем проследить на примере данной декларации). Его внутренние и собственные качества не являются равными качествам других людей и у каждого индивидуальны и неповторимы. Можно, правда, попытаться понять фразу так, что, мол, имеется в виду одинаковое уважительное отношение к личности каждого человека со стороны.... непонятно чего. Предположим, что со стороны государства и народа, как это сказано в преамбуле декларации, но уважительность отношения подразумевает и требует наличия воли и качеств двух сторон, но не одной... Рассуждения можно продолжить. Здесь мы видим типичный пример объединения в одном предложении двух взаимоисключающих вещей (правды и лжи - см. структуру лжи); в настоящее время аналогично формулируются вопросы для референдумов, статьи конституций и прочий правовой материал. Второе предложение также содержит неопределенные термины - разум, совесть и должны. Совесть, в ее полноте, не дается человеку от рождения и является предметом воспитания (образа жизни), не исключено, что в западном мире и даже в каждой стране существует свое понимание "что такое совесть" и менталитет, позволяющий ее проявиться, отличные от других; в этом случае употребление его в международных документах проблематично. Если понятие совесть относится только к религии, то, учитывая, что данные положения являются первой статьей декларации, можно констатировать ее (декларации) исключительно узкую направленность и, в общем случае, спорность. Гитлер, например, смог освободить своих солдат от химеры совести. Термин разум достаточно неопределен: если его отождествлять с интеллектом человека, то это один разговор, если же только как составляющую интеллекта, то несколько иной. Разум является понятием относительным, не Богом данным и безнравственным; как и совесть, разум развивается или деградирует в процессе жизнедеятельности человека. Можно предполагать, что в данном контексте под разумом подразумевается "потенциальная возможность его носителя понять в конечном итоге и усвоить основные человеческие ценности", но предполагать можно что угодно. Реальность состоит в том, что не все люди способны адекватно обрабатывать информацию (т.е. разумны, обладают лишь определенным потенциалом разума), часть из них находится в спецбольницах, часть в заключении, часть работает среди людей нормальных (термин “здоровый” применять не будем, вопрос дееспособности достаточно сложен), и в силу ограниченности жизненных сценариев работает достаточно успешно и даже руководителями различных уровней. Утверждение представляется в высшей степени голословным и демонстрирует желание разработчиков декларации выдавать желаемое за действительное, особенно, если учитывать такой пассаж, как должен. Если человек рождается свободным, как это декларируется в первом предложении пункта один, то он никому, кроме своих родителей, ничего не должен, что в общем-то соответствует реальному положению вещей и в этом смысле он свободен от общества и несвободен от родителей. Если же человек кому-то что-то должен, что, в общем-то, соответствует действительности, то он несвободен. Поэтому давайте не будем врать и будем говорить правду. А правда заключается в том, что человек рождается не просто на планете Земля, а в той или иной стране с ее обычаями, культурой, историей, системой права и государственного устройства; системой, возникшей не на пустом месте, а в результате борьбы одних народов с другими за место под солнцем, что доказывает вся история человечества и особенно исчезнувших народов. И от рождения человек обладает не столько правами, сколько обязанностями перед родителями, близкими и обществом, которые не дали ему сдохнуть /умереть/ с голоду, замерзнуть от холода, умереть от инфекции, быть съеденным соплеменниками, убитым со скуки и т.д. и т.п. И правда заключается в том, что формы борьбы за влияние в мире все время меняются, что на мировой арене появляются и исчезают те или иные силы, влияющие на настоящее и будущее человечества и отдельных народов, и что за место под солнцем приходится воевать. Приходится и будет приходиться. Вопрос: "Каким только путем (способом)?". В то же время декларация прав человека для простых людей (как и религия) и, особенно правящих элит, заманчива тем, что дает идеологическое обоснование (прикрытие) всякого рода предателям, жуликам и людям слабым духом под внешне благопристойной маской "борьбы за права человека" обогащаться (воровать): согревая себя мыслью типа "имею право жить хорошо (подразумевается "лучше других") в соответствии с декларацией прав человека". И если украл или предал (а предательство является "идеальным товаром"), то молодец - имеет на то право. Для международных организаций и спецслужб декларация прав человека является отличным агентом влияния и прикрытием, позволяющим облегчить выполнение поставленных перед ними задач. Кроме всего прочего "Декларация прав человека" является догмой, что прямо следует из преамбулы: Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и ... В этом первом абзаце декларации заключено недоказанное утверждение, так как термины основа, справедливость, свобода, неотъемлемые права не определены. Достаточно сомнительно утверждение, что эти вещи являются основой чего-либо (кроме демагогии и других разновидностей лжи). Несмотря на такую эмоциональную критику, следует отметить, что документы и пакты типа декларации прав человека нужны, но необходимо также стремиться к тому, чтобы они были еще и правдивы. И необходимо также понимать где начинается и где заканчивается область их применения. Ассоциативный блок. Многие полезные вещи направляются "во зло".
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В.Галкин. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|