Диспозиции

фиксированные социальным опытом человека его предрасположенности к определенному восприятию условий деятельности и к определенным действиям в данных условиях; формы психологической готовности человека к той или иной направленности его социальной активности в определенных ситуациях, внутренние психологические регуляторы этой направленности ценностные ориентации (см.) и социальные установки всех уровней обобщенности и конкретности (убеждения, интересы, стремления, склонности, желания, влечения и т. п.). Согласно диспозиционной концепции генезис Д. начинается с первой «встречи» актуализировавшейся потребности с реальными условиями для ее удовлетворения. При неоднократном сочетании актуальной потребности и определенных ситуаций ее удовлетворения у субъекта формируются соответствующие фиксированные Д., впоследствии оказывающие на поведение человека в аналогичных ситуациях опосредованное ориентирующее влияние. Непосредственно направленность конкретных действий человека в конкретной ситуации регулирует актуальная диспозиция. Она формируется в самой ситуации поведения во взаимодействии актуализировавшейся потребности, сформировавшихся ранее на ее основе фиксированных Д. и тех личностных потенций (навыков, умений, способностей и т. п.), которые могут реализоваться в данной ситуации. Сложность этого взаимодействия, а тем самым и прогнозирования его результатов, обусловливается не только влиянием потенциала личности, но еще и сложной структурированностью фиксированных Д. Они структурируются как в силу неравенства уровней обобщенности порождающих их потребностей и условий деятельности, так и в силу различий психологической природы и внутреннего строения когнитивной и эмотивной подсистем этих Д. Их когнитивную подсистему составляют все мысли (представления, мнения, идеи) человека об объектах его потребностей и условиях их удовлетворения. Сюда относятся не столько описательные (дескриптивные) суждения о соответствующих объектах и ситуациях, сколько нормативные (прескриптивные), предписывающие должные или желательные действия субъекта и состояния объектов, и оценочные суждения: об объектах потребностей и условиях деятельности (в какой мере они важны, полезны, познаваемы и т. п.); об описательных суждениях (в какой мере они истинны, осмыслены, непротиворечивы, адекватны и т. п.); о нормативных суждениях и нормах, действиях, предписываемых ими (моральны ли они, справедливы ли, прогрессивны ли, правомерны ли, эффективны ли и т. д.); о самих оценочных суждениях (в какой мере сами оценки правильны, объективны, точны, важны и т. п.). Когнитивные компоненты актуальных Д. отличаются от аналогичных компонентов фиксированных Д. преимущественно предельной степенью конкретизации. Эмотивные компоненты соответствующих Д. различаются не только этим. То, что в актуальных Д. есть эмоции, то в фиксированных Д. есть трансформированные, опредмеченные потребности, потребности-мотивы. Совокупность всех таких потребностей и образует эмотивную подсистему фиксированных Д. Объектная структура этой подсистемы образуется иерархией условий деятельности, а субъектная-сугубо личностной иерархией потребностей по их относительной эмоциональной значимости для жизни данного субъекта, по их влиянию на его удовлетворенность и неудовлетворенность своей жизнью. В эмпирических социологических исследованиях обычно измеряются когнитивные компоненты фиксированных Д., включая иногда когнитивные отражения эмотивных компонентов этих Д. и поведенческих компонентов предполагаемых актуальных Д.

Просмотров: 889
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Иерархия потребностей
  • Иерархия потребностей
  • ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
  • Иерархия потребностей
  • Иерархия потребностей
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Когнитивные компоненты
  • МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение в экстремальных условиях деятельности
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Основные компоненты и общая частотноамплитудная характеристика ЭЭГ здорового человека
  • Оценка потребностей
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • ПОТРЕБНОСТЕЙ ИЕРАРХИЯ
  • Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ПСИХОГЕННЫЕ МОТИВЫ (или ПОТРЕБНОСТИ)
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Терапия фиксированных ролей
  • ФИКСИРОВАННЫХ ЭФФЕКТОВ ЗАБЛУЖДЕНИЕ
  • ФИКСИРОВАННЫХ ЭФФЕКТОВ, МОДЕЛЬ
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь