Внутригрупповое общение

Основными аспектами О. в малой группе являются социальная перцепция, взаимодействие и взаимоотношение, а субъектами - индивид, неформальная подгруппа и группа. К социально-перцептивным процессам относят сравнение, категоризацию, идентификацию (теория социального сравнения, теория социальной идентичности, теория самокатегоризации, микрогрупповая теория). В процессе жизнедеятельности группы ее члены осуществляют множественные межличностные сравнения, т. е. сравнения себя с другими и других между собой по совокупности признаков, доступных восприятию и осознанию. Межличностное сравнение и категоризация создают когнитивную предпосылку для формирования неформальных подгрупп в группе. Когда группа вступает в отношения и взаимодействие с др. группами, у ее членов протекают процессы межгруппового сравнения и категоризации, групповой идентификации. Категоризация предполагает распределение и упорядочивание индивидами других по группам - своей и чужим - с позиции их значения в системе установок и действий человека. Взаимоотношения - система социальных установок субъектов относительно друг друга, к-рые формируются и трансформируются в процессе их непосредственного взаимодействия. Существует неск. направлений исследования взаимоотношений. Внимание фокусируется на близких отношениях в диадах, к-рые проявляются в форме дружбы и любви (реже, на их антиподах - зависти и ненависти). Взаимодействие в широком значении - это коммуникативный, операциональный контакт или совокупность контактов между субъектами. Взаимодействие в узком значении - взаимообусловленные действия субъектов, связанных причинно-следственной зависимостью. В социальной психологии и социологии сформировалось неск. ракурсов видения роли взаимодействия в индивидуальной и групповой активности. Взаимодействие расценивается как средство удовлетворения индивидуальных целей и потребностей, либо рассматривается как причина и следствие социальной перцепции индивидов. Взаимодействие может также пониматься как осн. субстрат групповых процессов и поведения индивидов в группе. Взаимодействие часто осуществляется посредством использования субъектами символов - слов, объектов или действий, к-рые замещают или представляют что-то иное. В кач. символов выступают: вознаграждение и наказание, одежда, фантазии, невербальное поведение, подарки, юмор, язык, метафоры, истории, нормы, ритуалы, роли. Символическая активность взаимодействующих членов группы оказывает влияние на индивидуальное поведение и групповые процессы. Типами взаимодействия субъектов являются содействие, противодействие, уклонение от взаимодействия, а формами взаимодействия кооперация и конкуренция. К основным стилям взаимодействия субъектов относят: доминантность-ведомость (превосходство-подчиняемость, паритетность-неравенство), дружелюбность-недружелюбность (позитивность-негативность), сдержанность-экспрессивность. Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. М., 2002; Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. СПб., 2003. А. В. Сидоренков

Просмотров: 5426
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Аффилиативное взаимодействие и поведение
  • взаимодействие (в психологии)
  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • Взаимодействие межличностное
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
  • Взаимодействие межличностное
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
  • Взаимодействие межличностное
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИЗНАКОВ
  • Взаимодействие социологии с другими общественными дисциплинами
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ЭВМ
  • Взаимодействия теория восприятия
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПСИХОЛОГИЯ
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ТЕОРИЯ (ВОСПРИЯТИЯ)
  • ГРУППА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • ИЕРОГЛИФОВ (или символов) ТЕОРИЯ
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • Информационное взаимодействие между организаторами учебно-воспитательного процесса
  • Межличностное взаимодействие
  • Понятия «межличностное общение» и «взаимодействие» в различных концепцептуальных моделях
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • теория взаимодействия исходов (Д. Тибо, Г. Келли)
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория социального сравнения
  • Теория социального сравнения
  • Теория сравнения
  • Технология информационного взаимодействия образовательного назначения в условиях использования средств ИКТ
  • ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь