Вербальный фрустрационный тест

Л. Н. Собчик. Предназначен для оценки степени выраженности агрессии, ее направленности в сфере межличностных отношений и определению наиболее значимых ценностей индивида. Психол. качество, называемое агрессивностью, может проявляться в контексте межличностных отношений в производственных группах, экипажах, командах, в семье, а также в случаях противоправного, криминального поведения. Вербальный фрустрационный тест представляет собой многоступенчатый опросник, в к-ром респондент отвечает с помощью заготовленных реплик на фрустрирующие сентенции со стороны разных по значимости окружающих лиц. Это могут быть коллеги, сотрудники, начальство, родственники, члены экипажа, команды, бригады, в правоохранительных органах - подельники, авторитеты, администрация в местах отбывания наказания и др. В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется: 1) в виде агрессии, направленной на самого себя, переживаемой как страх, тревога и т. д. (интропунитивный тип реагирования); 2) как наступательное, обвиняющее поведение (экстрапунитивный, внешнеобвиняющий тип реагирования); 3) как стремление подавить и те и др. реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта (импунитивный, сдержанный, подвластный самоконтролю тип реагирования). Вербальный фрустрационный тест базизируется на след. положениях: 1) Тип реагирования на фрустрацию - экстрапунитивный, интропунитивный или импунитивный - в значительной степени зависит от наличия, отсутствия или слабости самоконтроля; 2) Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей респондента, т. е. от того, насколько значима для него та или иная зона интересов, которая при этом оказалась задетой; 3) Сила этой реакции тем сильнее выражена, чем более напряженными сложились отношения с тем или иным фрустрирующим лицом (это могут быть члены семьи, начальство, сотрудники, подчиненные, подельники) или наименее значимые для конкретного индивида фрустрирующие лица (напр. - уличные контакты). Процедура обсчета включает в себя не только ответы-высказывания на вопрос «Что бы я сказал?», но и описание респондентами своих чувств - «Что бы я почувствовал?», к-рые фигурируют в подсказках и оцениваются по степени выраженности реакции: 1-2 балла - интропунитивная реакция; 4-6 баллов - агрессивная, экстрапунитивная и 3 балла - импунитивная, сдержанная реакция. Вычисляются баллы агрессивности по 2 вариантам: по всем пунктам на вопрос «Что бы Вы сказали?» - и отдельно - на вопрос «Что бы Вы почувствовали?». Если оценки по суммарным баллам категории «Сказал» меньше чем по категории «Почувствовал», то агрессивные эмоции контролируется рассудком. Если оценки по ответам обеих категорий одинаково повышены, то контроль над агрессивностью ослаблен. Если оценки ответов категории «Сказал» выше, то агрессивность носит гиперкомпенсаторный характер. Баллы определяют: а) степень агрессивности; б) преобладающий тип реакции на фрустрацию; в) сферу межличностных отношений, в к-рой у респондента проявляется наибольшая агрессия; г) наиболее значимые для респондента ценности, фрустрация которых вызывает наиболее агрессивную реакцию. Если посчитать отдельно суммарный балл агрессивности общего количество включенных в список фрустрирующих лиц мужского и женского пола, то выявляется разница в проявлении агрессивности в контактах с лицами собственного или противоположного пола. В целом преобладание ответов, оцениваемых в среднем 3 или 4 балла, характерна для устойчивой нормы и хорошо контролируемой личности. Агрессивность внешнеобвиняющая - 5 или 6 баллов свойственна акцентуантам по гипертимному типу и агрессивным (эксплозивным, возбудимым, неустойчивым и импульсивным) личностям с плохим самоконтролем. Агрессивность, направленная на самого себя - 2 или даже 1 балл - характерна для гипотимных акцентуаций, т. е. лиц с тревожно-мнительными чертами, сенситивных, пессимистичных интровертов. Низкая агрессивность, как правило, обнаруживается в сфере сверх значимых межличностных отношений, когда фрустрация вызывает повышение уровня самоконтроля, в связи с чем, происходит оттормаживание негативных эмоциональных проявлений. Максимальная агрессивность выявляется в сфере наименее значимых контактов (для большинства это - уличные, ничему не обязывающие контакты) или в адрес тех лиц, с к-рыми сложились враждебных отношения, т. е. в зоне наиболее выраженного конфликта. Повышение балла агрессивности наблюдается при фрустрации, направленной на наиболее значимые для респондента ценности. Зона конфликта, выявляемая максимальными баллами, может быть семейной, производственной (или учебной), интимной (отношения между полами) или генерализованной - при выраженной аффективной неустойчивости. С разными аспектами агрессивности приходится встречаться и школьному психологу. Агрессивность у детей нередко носит подражательный характер, когда агрессия культивируется через средства массовой информации: телевидение, кино, детективные романы и пр. Агрессия может быть проявлением защитной реакции на жесткие поступки др. лиц, в т. ч. и репрессивные меры, предпринимаемые к ребенку в родительской семье. Агрессивность нередко носит характер гиперкомпенсации ранимой, впечатлительной личности, маскирующей псевдоагрессивными высказываниями реакции страха и неуверенности. Лит.: Собчик Л. Н. Вербальный фрустрационный тест. СПб., 2002; Она же. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2003, 2005, 2008; Она же. Психодиагностика в медицине. М., 2007. Л. Н. Собчик

Просмотров: 1652
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • АГРЕССИВНОСТЬ
  • АГРЕССИВНОСТЬ
  • АГРЕССИВНОСТЬ, АГРЕССИЯ (МКБ 301.3; 301.7; 309.3; 310.0)
  • Агрессивность
  • Агрессивность
  • Агрессивность, агрессия
  • Агрессия (агрессивность) речевая
  • Деятельностного опосредствования межличностных отношений концепция
  • Деятельностное опосредствование межличностных отношений в группе: теория А. В. Петровского
  • Диагностика агрессивности и враждебности
  • Диагностика межличностных и межгрупповых отношений (социометрия). Дж. Морено
  • Диагностика межличностных отношений
  • Диагностика субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н. Я. Семаго
  • ИНДЕКС АГРЕССИВНОСТИ
  • Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия
  • Образование реакции (реакция формации)
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • Развитие навыков межличностных отношений
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • ТЕРКИ, ТЕСТ ЗНАЧИМЫХ РАЗЛИЧИЙ ПО ЧЕСТНОСТИ. POST HOC ТЕСТ
  • Тренинг межличностных отношений
  • Уровни агрессивности
  • агрессивность
  • деятельностного опосредования межличностных отношений концепция
  • деятельностного опосредствования межличностных отношений теория
  • теории агрессивности
  • теория агрессивности фрустрационная
  • теория интерперсонального поведения трехмерная В. Шутца (теория фундаментальной ориентации межличностных отношений)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь