Агрессивность

(лат. aggressio - нападение) – качество личности в виде склонности к агрессии, враждебности, доминирование в ней разрушительного начала, проявляющегося в том числе стойким, сверхценным убеждением в том, что насилие суть наиболее эффективное средство достижения успеха в воспринимаемой как таящей угрозу социальной среде, отчего агрессия сознательно или бессознательно предпочитается иным, партнёрским моделям поведения, дружбе, сотрудничеству, кооперации, взаимопомощи. При очевидно патологической, в частности, параноидной агрессивности ощущение преувеличенной или даже мнимой враждебности окружающих людей и внешнего мира в целом может проявляться в поведении индивида постоянно и в самых разных ситуациях до тех пор, пока не иссякнет его собственная бессознательная аутоагрессивность, то есть по существу болезненное отношение к самому себе, субъективно воспринимаемое как агрессивность окружающих людей (см. Деперсонализация, Проекция). Свойственная при определённых обстоятельствах и вполне нормальным индивидам агрессивность, особенно если она систематически поощряется социокультуральными факторами, подкрепляется желаемыми для индивида результатами либо некими преимуществами, пусть и воображаемыми, способна тем самым как бы укрепляться в структуре личности, усиливаться и в конечном счёте может кристаллизоваться в стойкую неадаптивную и разрушительную черту характера. Особенно часто становление такой черты характера приходится, повидимому, на детско-подростковый возраст. Существует высокая степень вероятности того, что агрессивность может оказаться в итоге самоценной, самодовлеющей и как бы спонтанной, в значительной степени определяющей самооценку индивида до степени, в которой она может оказать существенное влияние на нравственную позицию индивида согласно таким принятым принципам, как «кто сильнее, тот и прав» или «у кого сила, тому дозволено всё». В то же время собственное или чужое миролюбие, добродушие, напротив, могут рассматриваться как юродствующее «непротивление злу», как признак слабости, ущербности, дегенеративности, расовой или национальной неполноценности, недостаточной адаптивности, а принятие людьми нравственных ограничений и принципов коллективизма, – как неоспоримое указание на принадлежность таких индивидов к людям «второго сорта», к изгоям общества, к отверженным социальным слоям (так, например, истолковали нацисты позицию Ф.Ницше, который агрессивность считал атавистическим признаком, симптомом вырождения). Агрессивность, врождённая (если таковая существует) или развившаяся до степени патологической характеристики личности, становится труднопреодолеваемой или вовсе неискоренимой, неконтролируемой и, в конечном счёте, чреватой самыми негативными последствиями как для самого индивида, окружающих его людей, общества, так и природной среды обитания. Именно с нею связаны бурный рост преступности во многих странах мира, непрекращающиеся войны, гонка вооружений, военная агрессия, практикуемая даже в обход норм международного права, которое ныне фактически прекратил своё существование или который используют весьма тенденциозно. Агрессивность в таком её представлении свойственна только человеку, всякого рода аналогии с поведением хищных животных, борьбой за внутривидовое доминирование, выживаемость и т. д., многие психологи рассматривают как абсолютно неправомерные, такие сравнения ничего в сущности не проясняют, если, разумеется, не разделять позицию социал-дарвинизма. Когда говорят, что человек без агрессивности вообще перестанет быть человеком и неизбежно выродится, то это делают именно с такой позиции, как если бы у человечества уже исчезли проблемы, требующие чрезвычайного напряжения ума, огромных усилий, упорства и осознания грядущих проблем своего существования. Напротив, агрессия порождает всё новые и новые проблемы, она всё более загоняет человечество в безвыходный тупик, отчего проблема агрессивности многими психологами рассматривается ныне как наиболее актуальная. Антиподом агрессивности, как разрушительного начала, являются не пассивность или виктимность, а креативность, созидательность, сотрудничество, взаимопомощь. В этом смысле можно утверждать, что степень агрессивности человека пропорциональна в конечном счёте степени его непродуктивности. Агрессивность может быть и сниженной, и это почти всегда связано с патологией (см. Мазохизи, Виктимность) либо направленной на самого себя, на некоего «врага», находящегося внутри собственной личности.

Просмотров: 1222
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Автор как переводчик себя
  • ВОЗРАСТ КАК ПЕРЕМЕННАЯ
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Игрушка как средство общения
  • Кинезитерапия как средство терапевтического общения
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Мобильный телефон как средство общения
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Общение как средство дистанционной неинструментальной психодиагностики
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • Фрейм -«как если бы»
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Человек как ученый
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь