Процедура выявления круга референтных лиц. О. Б. Крушельницкая

Является адаптацией аналогичной методики для целей исследования отношений межличностной значимости в системе социального взаимодействия подростка с его ближайшим окружением. Важнейшие компоненты этой системы - отношения «подросток-подросток», «подросток-учитель» и «подросток-родитель». Процедура позволяет получить информацию о выборе подростками круга референтных лиц не только в рамках школьного класса, но и за его пределами. Инструкция опросника составлена таким образом, чтобы не только максимально доступно изложить респондентам их задачу, но и заинтересовать их в выполнении задания, а также снизить эффект социальной желательности в ответах. Методологической базой разработки данной процедуры является трехфакторная модель «значимого другого» А. В. Петровского, в к-рой личностная значимость индивида рассматривается через его эмоциональную привлекательность, референтность и институциональную роль (формальную власть). Согласно данным социально-психол. исследований, обычно для подростка его одноклассники являются референтной группой. С целью выявления референтности группы (в т. ч. - школьного класса) для каждого ее члена применяется разработанный Е. В. Щедриной референтометрический метод (или референтометрия). В то же время референтные для ученика лица могут находиться не только среди одноклассников. Семья, друзья и др. внешкольные сообщества (спортивные, музыкальные, художественные и др.) также могут быть референтными для включенного в них подростка. Процедура заключается в том, что подростку предлагается специальный бланк, на к-ром зафиксированы опр. жизненные ситуации и возможные варианты ответов, по к-рым подросток делает свой выбор, с кем бы он хотел «посоветоваться». Подросток осуществляет свой выбор между мамой и папой, др. взрослыми, сверстниками, классным руководителем, др. учителями и т. д. Так же, в кач. одной из альтернатив присутствует «ответ ни с кем». Как показали результаты апробации данной процедуры, несмотря на то, что именно сверстник в первую очередь важен для подростка в кач. партнера по О. и взаимодействию, старшие, являясь представителями широкого социума взрослых, достаточно часто выступают в кач. ориентиров для растущего индивида. При этом референтность родителей для подростков в среднем оказывается выше, чем значимость школьных учителей. Субъективное восприятие подростками стиля отношения к себе со стороны взрослых представителей ближайшего окружения влияет на специфику выбора круга референтных лиц. Существенными основаниями референтности учителя и родителей для подростков являются стиль педагогического О. и субъективно воспринимаемые особенности родительского отношения соответственно. Наиболее референтны для подростков педагоги, реализующие авторитарно-демократический стиль О., наименее - предпочитающие стиль авторитарный. Наиболее референтны для подростков родители, проявляющие по отношению к ним позитивный интерес и умеренную директивность. Круг референтных лиц составляют те взрослые и сверстники, к-рые чаще всего приводятся в ответах подростка и выдвигаются на первые места при ранжировании. Также может оказаться, что подросток не желает ориентироваться на чье-либо мнение и предпочитает исключительно собственную позицию. Лит.: Крушельницкая О. Б. Подросток в системе референтных отношений: Учеб. пособие. М., 2008; Петровский А. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопр. психологии. 1991. № 1; Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2005; Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. О. Б. Крушельницкая

Просмотров: 4261
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • АППАРАТУРА ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • Время, необходимое для возникновения звукового сигнала
  • Выбор дисциплин для изучения
  • Выбор курсов для изучения
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ АНКЕТЕРА
  • Инструкция для интервьюера
  • КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  • Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы.
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения
  • Опросник патохарактерологический диагностический для подростков
  • Подросток
  • ПОДРОСТОК
  • Программные продукты для прикладных социологических исследований
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Специальный жилой дом для пожилых людей
  • СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Учебные заведения для взрослых
  • Учебный центр для взрослых
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ФУНКЦИЯ УСПЕХА ДЛЯ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ
  • ШТОРКА ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
  • Шторка опросник для выявления суицидного риска



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь