Педагогическое общение и педагогическое взаимодействие

В широком смысле слова Пед. О. - специфический вид О. преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее опр. пед. функции (А. А. Леонтьев); это «система органичного социально-психол. взаимодействия педагога и воспитуемых» (В. А. Кан-Калик). Также О. между учителем и учеником, преподавателем и студентом, родителями и детьми определяют понятиями «взаимодействие», «отношения», «взаимоотношения». Необходимо разграничение широкого и более узкого толкования понятия Пед. О. с понятием «межличностные пед. взаимодействия» (М. п. в.) и «межличностные пед. отношения» (М. п. о.). Модель айсберга дает представление о внутренней (отношенческой) и внешней (операциональной) подструктурах М. п. в. Внутр., «подводная», внешне ненаблюдаемая подструктура М. п. в. М. п. о. - это акты пед. социальной перцепции - чувства, образы, мысли, вызванные контактом с учениками, эмоционально-когнитивные состояния, порожденные предметом и процессом преподавания. В верхней, видимой части айсберга, - собственно Пед. О. - поведение, в к-ром выражаются, проявляются и преобразуются пед. отношения, - пед. поступок. По параметру соответствия или несоответствия друг другу внутр. (отношенческой) и внеш. (поведенческой) подструктур выделяются 4 типа М. п. в.: 2 согласованных и 2 несогласованных. 1) Согласованный позитивный тип (« », словесная формула - «тепло-тепло»): учитель, к-рый испытывает положительное эмоциональное отношение к детям, на поведенческом уровне адекватно общается с ними. 2) При согласованном негативном типе пед. взаимодействия («--», «холодно-холодно») учитель проявляет свое «холодное» отношение в своем вербальном и невербальном поведении. Более распространены противоречивые типы М. п. в.: положительно-отрицательные и отрицательно-положительные. 3) При положительно-отрицательном (« -», «тепло внутри - холодно снаружи») учитель при внутренне положительном эмоциональном отношении к ученику проявляет холодные, авторитарные, дистантные, «строгие» формы Пед. О. Причиной такого несоответствия могут быть либо неправильные пед. убеждения («детей надо держать в «ежовых рукавицах»), либо слабая коммуникабельность, к-рая проявляется в неумении учителя адекватно проявить свое положительное отношение к детям. 4) При внутр. холодности и отрицательном отношении к детям учитель демонстрирует позитивные формы О. («внутри холодно, снаружи тепло», «- »). Но ученики быстро научаются «прочитывать» за фасадом мягких, уступчивых внеш. проявлений внутр. равнодушие, а порой и жестокость педагога. Данная концепция М. п. в. как единства внутр. мотивационно-потребностной, когнитивно-ценностной подструктуры (пед. отношение) и внешней, операциональной, поведенческой (Пед. О. как поведение) позволяет дать целостную характеристику того, что происходит между учителем и учеником, и осуществить системную классификацию типов М. п. в. Для анализа М. п. в. значима проблема соотношения осознаваемых (преднамеренных) и неосознаваемых (непреднамеренных) его компонентов. Нередко подлинный характер М. п. в. четко обнаруживается в непреднамеренных актах его вербального и невербального поведения. В результате М. п. в., восприятия, осознавания и переживания его внутр. (отношенческих) и внеш. (поведенческих) характеристик в сознании учителей и учеников формируются образы друг друга, к-рые являются осн. культурно-психол. детерминантами их взаимного воздействия. Как в сознании педагога существует образ ученика (образом ребенка), так и в сознании ученика также складывается образ учителя, важную роль в формировании к-рого играет соответствующий имидж - образ хорошего, строгого, справедливого или злого, придирчивого. В процессе М. п. в. в сознании учителя формируются не только индивидуальные образы учеников, ни и образы школьного класса (дошкольной группы) как целостной интегративной социально-психол. индивидуальности. При этом индивидуальные и типологические особенности педагога как субъекта М. п. в. оказывают существенное влияние на систему внутригрупповых межличностных взаимоотношений в детской группе. Лит.: Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Мн., 1975; Коломинский Я. Л. Социальная психология школьного класса. Мн., 2003; Коломинский Я. Л., Плескачева Н. М., Заяц И. И., Митрахович О. А. Психология педагогического взаимодействия / Под ред. проф. Я. Л. Коломинского. СПб., 2007; Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979; Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. Я. Л. Коломинский

Просмотров: 1877
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • Жестокое отношение к детям
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • КОЛОМИНСКИЙ
  • КОЛОМИНСКИЙ Яков Львович
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • Моделирование (в пед.)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Образы мужчины и женщины в языковом сознании
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • Педагогическое общение : диалог и его виды
  • Педагогическое общение в концепции профессионального развития учителя
  • Педагогическое общение: конфликт и его виды
  • Педагогическое общение: конфликт и его причины
  • Педагогическое общение: конфликт и способы его разрешения
  • Педагогическое общение: образ ребенка
  • Педагогическое общение: образ учителя
  • Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя
  • Педагогическое общение: технология развития коммуникативных способностей учителя
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Противоречия отношение (между понятиями)
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Самоубийство как образ жизни
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь