КОЛОМИНСКИЙ Яков Львович

(р. 1934) - белорусский психолог, спец. в обл. возрастной, пед. и социальной психологии. Докт. психол. наук (1981), проф. (1982). Действ. чл. Белорус. академии образования (БАО). Засл. деятель науки Республики Беларусь. Гл. ред. журнала «Психология» (Минск). Вице-президент Общества психологов СССР (1989). Организатор и науч. рук. отделения психологии Национ. ин-та образования РБ. Закончил пед. ф-т Минского гос. пед. ин-та им. А. М. Гоpького. Преподавал педагогику и психологии в педучилище, был воспитателем и учителем школы-интерната. Закончил аспирантуру НИИ ОПП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), в 1963 г. защитил канд. дис. «Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе», впервые в отеч. психологии применив социометрический метод Дж. Морено. В 1978 г. возглавил каф. Общей и детской психологии Белорусского гос. пед. ун-та. В 1980 г. защитил докт. дис. «Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Общие и возрастные особенности». Вел эксперим. и теорет. исследования на стыке возрастной, пед. и социальной психологии. Изучал развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на осн. стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического О. При изучении осознания человеком своих взаимоотношений со сверстниками установил закономерность, обозначенную как «парадокс осознания», сущность к-рой в том, что члены группы с высоким статусом, как правило, недооценивают (а с низким статусом - переоценивают) свое положение в группе. Предложил и содержательно раскрыл понятия социально-психол. рефлексии, социально-психол. перцепции; социометрических установок личности. Выявил и исследовал явление презумпции взаимности, описал осн. структурные единицы системы личных взаимоотношений - круги желаемого О., ранжированных предпочтений. Исследовал и описал дифференц. характеристику личности, названную социально-психол. наблюдательностью, важную для деятельности в системе «человек - человек», разработал процедуру ее измерения. Разработал типологию стиля пед. взаимодействия, установил детерминированность пед. взаимопонимания предметным содержанием пед. деятельности. В результате изучения динамики становления и развития ролевой структуры личности в онтогенезе установил, что она возникает в процессе мультипликации микросредовых ситуаций, приводящих к полигрупповой принадлежности личности. Я. Л. Коломинским был предложен и апробирован эксперим. метод изучения межличностных отношений - аутосоциометрия. Осн. труды: Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса, 1969; Учитель и детский коллектив (в соавт.), 1975; Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности), 1976; 2000; Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений, 1984; Социальная психология школьного класса, 1997; Социальная педагогическая психология (в соавт.), 1999; Психология детей шестилетнего возраста (в соавт.), 1999. С. А. Игумнов

Просмотров: 3206
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИО­НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
  • АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (комплексная психология)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПСИХОЛОГИЯ
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ в психологии
  • Возникновение психологии как науки
  • Воспитание культуры взаимоотношений военнослужащих
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • ИНДЕКС КОНФЛИКТНОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
  • Культура взаимоотношений военнослужащих
  • МЯСИЩЕВА ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
  • Мясищева теория психологии отношений
  • Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (МКБ 313.3)
  • ПСИХОЛОГИЯ КЛАССА
  • ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПСИХОЛОГИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ
  • Политической психологии школы
  • Проблемы взаимоотношений
  • Психология женщин, психология мужчин
  • Психология личности
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
  • Типы семей (по качеству взаимоотношений)
  • Фазы развития взаимоотношений в психотерапевтической группе
  • Факторы социальной психологии
  • Школы профессиональной психологии
  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ СРЕДЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь