|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Педагогическое общение: конфликт и его видыПедагогический конфликт (П. к.) - столкновение несовпадающих или различно понимаемых педагогом и воспитуемым интересов, целей, позиций, мнений, взглядов, установок, отсутствие взаимопонимания между ними, а также между личностью и коллективом, группами в классе и школе. По степени нарастания остроты противоречий, конфликтов выделяют: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда. Педагогу важно своевременно распознать начало конфликта, не давая ему разрастаться. Распознать его можно по сигналам: в порядке их нарастания различают дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение, кризис. Дискомфорт - интуитивное ощущение неприятного осадка, трудно выразимого словами. Инцидент - волнение, раздражение, неприятное ощущение, вызванные какой-то конкретной ситуацией, действием, словом, интонацией, повышением голоса, мимикой и т. д. Недоразумение - ложные выводы, сделанные из какой-либо ситуации, высказывания, решения, улыбки, смеха и т. д. Напряжение - изменение чувств к оппоненту в худшую сторону, что усиливает беспокойство. Возникшее и усиливающееся напряжение вызывают далее негативную установку и, как следствие, искаженное восприятие человека. Кризис - достаточно очевидный сигнал, когда конфликт уже созрел для разрыва отношений с конфликтуемым (порой это сопровождается оскорблениями, потерей контроля над собой и своими чувствами, нарушением норм поведения). Педагог должен уметь распознавать конфликты на уровне дискомфорта и инцидента, тогда их сравнительно легко уладить. Виды П. к.: а) внутриличностный - характеризуется борьбой примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности; Конфликт возникает, когда к одному и тому же воспитуемому предъявляются противоречивые требования, и его личные потребности не совпадают с предъявляемыми требованиями; б) межличностный когда действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели (выбор одного из 2 кандидатов); в) между личностью и группой возникает в случае расхождения, несовпадения позиции одного члена группы и всей группой («моббинг»); г) межгрупповой - между группами, классами. Межличностные и межгрупповые конфликты часто протекают как внутриличностный, однако острота переживаний при этом обычно бывает ослабленной. М. М. Рыбакова выделяет такие виды П. к.: а) конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; б) конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, вне школы; в) конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их О. П. к. возникают в результате неумелого разрешения ситуации, приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают их полезное взаимодействие и создают острую потребность ученика в защите от несправедливости и непонимания взрослых. Лит.: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2005; КанКалик В. А. Педагогическое общение. М., 1988; Основы конструктивного общения. Хрестоматия / Сост. Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. Новосиб., 1997; Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991; Скотт Дж. Г. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991; Хохлов С. И. Учитель-ученик: Искусство взаимодействия. Учеб. пособие. М., 2008. С. И. Хохлов Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|