Логопсихотерапия

разновидность психотерапии, направленная на восстановление нарушенного речевого О. при логоневрозе. Термин введен Ю. Б. Некрасовой (1968), создавшей на основе сеанса эмоциональнострессовой психотерапии К. М. Дубровского комплексную систему социореабилитации заикающихся подростков и взрослых. Суть методики Л. - вызывание, усиление и закрепление состояния готовности к речи, а также обучение пациентов свободе смены психич. состояний, что способствует полноценному О. Эффективность данной системы социореабилитации возможна на основе личностного подхода, позволяющего выявить творческий потенциал личности пациента и создать у него глубокую мотивационную включенность в логопсихотерапевтический процесс. Система Л. состоит из 4 осн. этапов: I - пропедевтический (подготовительный, диагностический); II - сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии; III - активная групповая Л.; IV - контрольно-поддерживающий. Л. основывается на след. принципах: а) выявление «внутр. картины здоровья» пациента (термин начат использоваться Ю. Б. Некрасовой в 1991 г.) в отличие от традиционной «внутр. картины болезни» (по А. Р. Лурия); б) парадоксальность методов и приемов воздействия; в) коллективное сотворчество пациента и психотерапевта в организации лечебно-педагогического процесса; г) принцип диалогического взаимодействия в процессе О.; д) преемственность этапов и методов. В сер. 1990-х гг. данные принципы были дополнены следующими: принцип «общечеловеческой значимости» процесса социореабилитации, нравственно-психол. подхода к проблеме «норма - патология», единства психол.-пед. и психотерапевтических воздействий, рассмотрения социореабилитации как целостного процесса, подготовки «психол. почвы», принцип динамической психотерапевтической диагностики и внутр. картины здоровья, принцип формирования психотерапевтического коллектива. Творческую активность пациентов стимулируют широко применяемые в системе лечения методы и приемы опосредованного логопсихотерапевтического воздействия библиотерапия (основа диагностического блока и логопсихотерапевтических групповых бесед), символтерапия (использование лечебных символов), кинезитерапия (терапия движением). Данные методы применяются в индивидуальной и групповой формах для вызывания, развития и закрепления саногенных (оздоровляющих, целебных, по Ю. М. Орлову) психич. состояний у пациентов. Лит.: Некрасова Ю. Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии // Вопр. психологии. 1985, № 2; Она же. Лечение творчеством. М., 2006; Карпова Н. Л. Основы личностнонаправленной логопсихотерапии. М., 2003. Н. Л. Карпова

Просмотров: 1397
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Альтернативные методы психотерапии
  • Альтернативные методы психотерапии
  • БЕРГМАНН МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ
  • Блочно-модульная система организации образовательного процесса
  • Динамика педагогического процесса
  • ЛИБИХА МЕТОДЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • Либиха методы коллективной психотерапии
  • МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ
  • Нарушенного речевого общения восстановление. Направление Ю. Б. Некрасовой
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • ПРИНЦИП КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА
  • ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА
  • ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
  • ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
  • ПРИНЦИПЫ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
  • Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса
  • Принцип комплиментарности (принцип компенсации)
  • Принцип комплиментарности (принцип компенсации)
  • Принципы целостного педагогического процесса
  • Принципы целостного педагогического процесса
  • РОЖНОВА КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • Рожнова концепция эмоционально-стрессовой психотерапии
  • Современные методы психотерапии
  • ТЕЙЛОР МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ
  • Тейлор метод лечения навязчивых состояний
  • Теория и терапия эго-состояний
  • Уровни психотерапии и задачи групповой психотерапии у психически больных
  • Формы организации педагогического процесса
  • принцип единства внешних воздействий и внутренних условий
  • принцип личностного подхода



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь