Духовность в образовании

Духовность рассматривается в осн. как способность человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки и поведение. В образовательном процессе понятие «духовность» определяется как способность и умение в педагогическом взаимодействии правильно выбирать нравственные ценности и в соответствии с ними определять и осуществлять свои поступки, О., поведение. Компонентами Д. в обр. являются: обращенность к высшим и вечным ценностям бытия; любовь к себе, ближнему, воспитаннику, всему человечеству, природе; устремленность к познанию и побуждение к нему воспитуемых; стремление самого педагога и побуждение воспитуемых к гармоничному развитию и саморазвитию. Показатели саморазвития: 1) качества личности: доброта, искренность, открытость, мужество, любовь к людям, оптимизм, сострадание, совестливость; 2) высокий уровень развития познавательных способностей: мышления, памяти, внимания, воображения; 3) потребность в созидательной творческой деятельности и благоприятное творческое самочувствие; 4) наличие внутр. свободы: сознательное и добровольное выполнение обязанностей по работе (учебе) и др. социальных требований; гуманность во взаимодействии с воспитуемыми; жизнь по законам природы (Бога) и служение людям; 5) здравый смысл, проявляющийся в развивающем взаимодействии с воспитуемыми; 6) достаточная умственная и физич. работоспособность; 7) наличие интереса к профессиональной педагогической деятельности, познавательному и воспитательному процессу и предметной подготовке. Мерой духовности может служить степень свободы и ответственности педагога перед людьми (воспитуемыми) и своей совестью; ответственность перед Богом. Д. в обр. направлена на активную деятельность человека по совершенствованию и самосовершенствованию. Содержание духовности сводится к соблюдению нравственного поведения человека и рассматривается как развивающаяся система нравственных качеств отдельной личности и всего общества в целом. Степень развития духовности педагоги, воспитатели, психологи могут определить наличием (отсутствием) у себя показателей: а) потребность в проявлении своей любви ко всему человечеству, природе, животным; б) восприимчивость к любви других и доброжелательность; способность радоваться каждому мгновению бытия, успехам воспитуемых; в) отсутствие желания конфликтовать и осуждать др. людей; самодостаточность, независимость от внеш. обстоятельств; г) желание и умение прощать окружающих, своих питомцев; отсутствие проявлений обиды, зависти, зла особенно на воспитанников. Такой подход к пониманию духовности в учебных заведениях будет способствовать одухотворению образования. Лит.: Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1985; Гуманизм и духовность в образовании. Науч. тр. Первой Нижегородской науч.-практической конф. (1-3 окт. 1998 г.). Н. Новгород, 1999; Зеличенко А. И. Психология духовности. М., 1996; Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М., 1994; Хохлов С. И. Психология самовоспитания. Теорет. курс. М., 1996. С. И. Хохлов

Просмотров: 1024
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • ДУХОВНОСТЬ
  • ДУХОВНОСТЬ
  • ДУХОВНОСТЬ
  • Духовность
  • Духовность
  • Духовность
  • Духовность
  • ДУХОВНОСТЬ
  • духовность
  • Духовность
  • Духовность
  • ДУХОВНОСТЬ
  • ДУХОВНОСТЬ
  • ДУХОВНОСТЬ
  • Жак Маритен:Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы человеческой личности
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Модусы духовности
  • ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Переоценка своей личности
  • Преступление перед людьми и Богом
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • Расширение своей личности
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Учет своей личности
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь