Дискурс современного актуального искусства

представляет собой форму объективации содержания сознания, реализуемую художественными (изобразительными) средствами (языком искусства) в русле постмодернистской социально-культурологической концепции, расширяющей рамки искусства и размывающей границы между художественной и внехудожественной деятельностью, между искусством и жизнью. Своим происхождением понятие Д. с. а. и. обязано распространению идей постструктурализма и деконструктивизма (Ж. Деррида, Ю. Кристева, М. Фуко и др.), согласно к-рым под термином «дискурс» первоначально подразумевались специфические способы и правила организации речевой деятельности, напр., при создании письменных текстов, но впоследствии, когда понятие «текст» стало трактоваться достаточно широко (мир как текст, сознание как текст), а в совр. версии философии искусства в фокусе оказалась его коммуникативная функция, понятие «дискурс» стало применяться и к др. способам порождения и фиксации значения неречевых знаков, используемых человеком в коммуникативных целях. Автор художественного произведения, создавая новые, не существовавшие ранее формы, стремится наполнить свое невербальное сообщение максимально доступным для восприятия потребителя смыслом, надеясь на его включенность в нек-рый социальный и ситуативный контекст их создания или опыт восприятия таких изображений, т. е. создает опр. дискурс. Художественный дискурс направлен на изменение, обновление и совершенствование существующего. Именно на достижение этой цели ориентированы новые направления в искусстве, разрушающие сложившиеся стереотипы. В совр. условиях роль языка живописи как одного из языков культуры, а также производимых посредством его художественных дискурсов в информационном пространстве и коммуникативных процессах очень велика. Творя собственный художественный дискурс и концентрируя смыслы в едином изображении, художник высказывается более крупными смысловыми кусками, чем это возможно при посредстве слов, и т. о. ускоренно передает информацию. Информация, передаваемая языком искусства, выполняет важные коммуникативные задачи: запечатление образцов действительности (либо в точной проекции, либо в трансформированном виде с целью акцентирования их сущности) для прагматического применения знания о них, для памяти (в т. ч. и будущих поколений), а также для порождения творческого, переосмысляющего восприятия ситуаций, явлений, образов и предметов. Совр. актуальное искусство означает нечто происходящее, изобретаемое «здесь-и-сейчас» (в смысле наиновейшее и самое значимое) и представляющее собой что-то прежде небывалое. Оно не довольствуется обычными, традиционными способами отображения действительности в духе реализма, а ищет новые формы выражения творческого замысла и коммуникативного сообщения аудитории (вплоть до «беспредметных», абстрактных изображений). Характерной чертой такого искусства является его преходящий смысл - недолговечность, сиюминутность и одномоментность. Осн. жанрами совр. актуальных художников являются художественный жест, художественная акция, инсталляция, хэппенинг, перформанс и др. Обычно художественное произведение представляет собой некое «пространство», организованное по воле художника доступными изобразительными средствами. В числе наиболее важных понятий и приемов Д. с. а. и. следует назвать «авторскую маску» и «двойное кодирование» (авторская игра с неск. разными смыслами, из к-рых наименее подготовленный зритель считывает лишь «верхний», самый очевидный и доступный); принцип «нонселекции» и деконструктивизма (нарочитая противоречивость, дискретность, фрагментарность изображаемого, специально создаваемая «коммуникативная затрудненность»); прием «пастиша» (пародийное и самопародийное смешение разл. жанровых форм и художественных течений); прием провокационного художественного жеста и преодоление разного рода границ и условностей - как жанровых, так и мировоззренческих; ироничность как один из способов дистанцироваться; прямое и скрытое цитирование широко известных изображений и произведений искусства; повышенное внимание к знанию социального контекста и т. д. Т. о., характерной особенностью Д. с. а. и. является программная эпатажность, имеющая своей целью активное (вплоть до скандального, шокирующего и агрессивного) провокационного воздействия на массы ради пробуждения людей от «оков» здравого смысла. В процессе восприятия таких художественных произведений у зрителя возникает мощный эмоциональный резонанс. Неожиданное осознание новых ценностей служит важным событием в человеческой жизни; овладение ими помогает отойти от прежнего мировосприятия, способствует формированию новых духовных интересов. Лит.: Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право. М., 2007; Ильин И. П. Постмодернизм // Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины; Кармин А. С., Новикова Е. С. Восприятие художественного произведения // Культурология. СПб., 2004. М., 1996 ; Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. А. А. Грицианов, М. А. Можейко. Минск, 2001; Тинякова Е. А. Язык как форма существования культуры и концепция нелингвистического позитивизма. М., 2003; Фрай М. Азбука современного русского искусства // Книга для таких, как я. СПб., 2002. М. С. Андрианов

Просмотров: 2004
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • АННОТАЦИЯ КАК ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ТЕКСТ МОНОГРАФИИ
  • ВИДЫ ИСКУССТВА
  • выпуск услуг культуры и искусства
  • ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА
  • ИЗЯЩНЫЕ ИСКУССТВА
  • ИСКУССТВА СОЦИОЛОГИЯ
  • ИСКУССТВА ФИЛОСОФИЯ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Морфология искусства
  • НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА
  • НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА,
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение и искусство : личность реципиента при восприятии искусства
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Природа телевидения как искусства
  • Психология искусства
  • ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • Ремесло, занятие, искусство, произведение искусства
  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • Социология искусства
  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
  • Технология актерского искусства для педагогов
  • ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
  • ЯЗЫК ИСКУССТВА
  • ЯЗЫК ИСКУССТВА
  • ЯЗЫК ИСКУССТВА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь