|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Дикция- важнейшая характеристика культуры разговорной, а также вокальной речи. Термин имеет 2 значения: 1) акустический - степень разборчивости, внятности звуковой речи, 2) физиологический - степень четкости произношения, т. е. работа артикуляторных органов (артикуляция). В связи с этим в психоакустических работах по оценке качества радиотелефонной связи как эквивалент термина Д. используется термин артикуляция (Н. Б. Покровский). В случае актерской и вокальной речи Д. указывает также и на художественные достоинства или недостатки звукопроизношения (фонетические средства экспрессивности речи, орфоэпию и др.). Измерение Д. осуществляется методами фразовой, словесной и слоговой артикуляции (разборчивости). В последнем случае используются специально разработанные фонетиками слоговые таблицы, состоящие из бессмысленных слогов, отражающих в комплексе фонетический состав русской речи и не позволяющие слушателю догадываться о фонемном составе слога по смыслу (вероятностному принципу), как это возможно при использовании методов словесной и фразовой разборчивости. Мерой качества Д. во всех случаях является процент правильно принятых слушателем звуков (слов, фраз) по отношению ко всем прослушанным. Исследования показали, что слоговая разборчивость обычной речи у мужчин, женщин и детей составляет в среднем 87,0 %, в то время как в пении у той же группы обследуемых слоговая разборчивость составила 70,5 % . Различия объясняются трудностями для большинства певцов сохранения столь же хорошей дикции в пении, как и в речи ввиду необходимости обеспечения особого качества тембра певческого голоса и его значительно большим звуковысотным диапазоном по сравнению с обычной речью. Иными словами, певцу трудно обеспечить высокое качество передачи слушателю одновр. 2 видов информации: вербальной (слово) и невербальной (тембр голоса, его звонкость, полетность, а также мелодика вокальной речи), не говоря уже о художественно-исполнительской, эмоционально-образной стороне искусства пения. Тем не менее, мастера вокального искусства (С. Я. Лемешев и др.) успешно решают эту задачу. Лит.: Покровский Н. Б. Расчет и измерение разборчивости речи. М., 1962; Morozov V. Intelligibility In Singing as a Function of Fundamental Voice Pitch // Contributions of voice research to singing. Houston (Texas), 1980 ; Nelson H., Tiffany W. The Intelligibility of Song // Contributions of voice research to singing. Houston (Texas), 1980. В. П. Морозов Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|