Иоганн Генрих Песталоцци

(1746-1827) швейцарский педагог, чье мировоззрение складывалось под влиянием идей французского просвещения и произведений Ж. -Ж. Руссо. Горячо пропагандировал необходимость образования для всех сословий, особенно крестьян. Мечта об улучшении положения народа воплотилась в конкретных хозяйственных и социально-педагогических проектах, которые не выдержали испытания реальными общественно-экономическими условиями. Несостоятельные экономически, проекты И. Г. Песталоцци дали бесценный педагогический материал. О результатах своей работы в Нейгофе Песталоцци пишет: «Я убедился на опыте, что дети при непривычном для них, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они подымаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе». В «Учреждении для бедных» (Нейгоф) Песталоцци давал сиротам и беспризорным детям начальное образование и навыки ремесла. Труд, по его мнению, развивает физические силы, ум, нравственность. По существу, опыт «Учреждения для бедных» - это попытка соединить обучение с производительным трудом. Песталоцци формулирует принцип самоценности личности, отрицающий возможность приносить личность в жертву даже во имя всеобщего блага. Любовь к детям со стороны воспитателя - важнейшее средство воспитания. Дети друг с другом и с воспитателем объединяются совместной жизнью и деятельностью в дружную семью. Воспитательное воздействие личности педагога имеет первостепенное значение. Идея саморазвития личности в процессе воспитания: все заложенные в ребенке силы стремятся к саморазвитию, необходимо использовать активность самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Задача педагога - содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию собственной активной деятельности детей. Основа саморазвития во взаимодействии знаний и умений. Принцип природосообразности в формулировке Песталоцци означает, что внутренние силы ребенка по свойственной им природе стремятся к саморазвитию, педагог должен посредством воспитания развивать заложенные в ребенке духовные и физические силы. Воспитание будет результативным, если будет направлено на развитие природных задатков, внутренних сил. А природа ребенка достигнет совершенства при поддержке воспитания. Обучение, по мнению Песталоцци, должно быть развивающим. Учебный предмет - средство развития способностей (в противоположность приобретению знаний). Всестороннему развитию ребенка соответствует развитие силы знания (умственное воспитание), силы умения (физическое воспитание), силы души (нравственное воспитание). Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний м развивает умственные способности. Усвоение знаний не должно быть оторвано от умения их применять. Необходимость максимального упрощения приемов начального обучения реализовалась в теории элементарного обучения. «Метод» Песталоцци заключается в такой организации обучения, при которой дети продвигаются от простейших элементов знания к более сложным, от беспорядочных ощущений к ясным представлениям и понятиям. Основа обучения - наглядность. Обучение опирается на специально организованный собственной опыт наблюдений ребенка за предметами окружающей действительности. Простейшие, исходные для изучения элементы: форма, число, слово. Обучение состояло в последовательном выполнении упражнений по наблюдению за предметами, определению их признаков, формы, меры, словесных обозначений. И. Г. Песталоцци - педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широкую международную известность. Его наследие высоко оценивали К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев.

Просмотров: 1532
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Лещинский В.И.,Мозгарев Л.В.,Неделина С.В.,Седова Е.Е. Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли», 2004 г.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
  • Движущие силы развития
  • Движущие силы развития
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • Духовные силы
  • Заработная плата как форма стоимости рабочей силы
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА
  • Опросник для диагностики структуры эмоциональности в профессионально-педагогической деятельности
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМОРАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  • ПЕСТАЛОЦЦИ (PESTALOZZI) Иоганн Генрих
  • ПЕСТАЛОЦЦИ (PESTALOZZI) ИОГАНН ГЕНРИХ (1746-1827)
  • ПЕСТАЛОЦЦИ Иоганн Генрих
  • ПЕСТАЛОЦЦИ Иоганн Генрих
  • ПЕСТАЛОЦЦИ Иоганн Генрих
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКА, МАЛОВЕСНОГО ДЛЯ ДАННОГО ГЕСТАЦИОННОГО ВОЗРАСТА
  • ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ МАТЕРИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ МАТЕРИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • УМ (умственные силы)
  • Формирование характера и пути его воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь