|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.
Трансцендентальная реальность(синонимы: дух, трансценденция, абсолют,целое в 4-м смысле этого слова) вид бытия или способ существования сущего, который задается его самотождественностью. В отличие от традиционных взглядов Т.р. в коррелятивной онтологии, во-первых, не тождественна абсолютному началу, так или иначе порождающему мир. Во-вторых, существует не как особая отдельная реальность, но является одной из трех базовых сторон любого сущего (наряду с субъективной и объективной реальностью), в том числе и «мира в целом», как определенного конечного (и открытого становлению нового) образования. Т.р. вечна и бесконечна (как актуальная бесконечность), но - пока существует данное сущее в своей самотождественности. Самотождественность означает, что Т.р. не находится ни в каких отношениях с другими сущими и не обладает никаким свойствами,конституирующимися в отношениях с чем-то внешним, являясь таким образом непредикативной. Однако самотождественность как таковая храктеризуется собственным особым свойством и отношением. Единственным свойством Т.р. как самотождественного бытия является то, что она ЕСТЬ, существует как бытие-для-себя. Но как её бытие может быть дано-взято для других сущих? Непосредственно Т.р. присутствует только в неповторимом начале души (экзистенции),которая, в свою очередь, является внутренним основанием субъетивной реальности в целом. Это начало (Я и Ты), также являющееся самотождественным, находится в особом отношении с самотождественностью Т.р. (Мы). Данное отношение есть отношение целого и части (в 4-м смысле этих терминов). «Целое находится в своих частях в любой части через любую часть» (Николай Кузанский) и, в то же время, «объемлет» (К.Ясперс) их, являет собой самотождественность другого уровня по отношению к частям. Со своей стороны Ч., будучи сопричастными трансцендентному целому, в этом соотношении отождествляются с ним. Таким образом, неповторимое начало любого сущего является «двуликим Янусом» (холоном): оно целое по отношению к своим частям и часть по отношению к целому высшего уровня иерархии. Мы есть целое по отношению к Я и Ты, последние являются его частями. Но Мы есть Я по отношению к другому Мы, а Я есть Мы по отношению к входящим в него индивидуальностям; и т.д. в бесконечность. Повторяем, однако, что эта иерархия не может объять собой потенциальную бесконечность «всего мира». В современной науке такое соотношение целого и части определнным образом отражается в понятии фрактала (самодостаточного континуального целого, обладающего самоподобием целого и частей). - Книгин А.Н. Учение о категориях Томск. 2002. С. 212-216. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии 9Философские оснвы мировоззрения) в3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 179-189; егоже. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 23-25, 44-46, 48-49; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 56-61; его же. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). СПб. 2006. С. 90-93, 95.-99, 100-105. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|