Трансцендентальная реальность

(синонимы: дух, трансценденция, абсолют,целое в 4-м смысле этого слова) вид бытия или способ существования сущего, который задается его самотождественностью. В отличие от традиционных взглядов Т.р. в коррелятивной онтологии, во-первых, не тождественна абсолютному началу, так или иначе порождающему мир. Во-вторых, существует не как особая отдельная реальность, но является одной из трех базовых сторон любого сущего (наряду с субъективной и объективной реальностью), в том числе и «мира в целом», как определенного конечного (и открытого становлению нового) образования. Т.р. вечна и бесконечна (как актуальная бесконечность), но - пока существует данное сущее в своей самотождественности. Самотождественность означает, что Т.р. не находится ни в каких отношениях с другими сущими и не обладает никаким свойствами,конституирующимися в отношениях с чем-то внешним, являясь таким образом непредикативной. Однако самотождественность как таковая храктеризуется собственным особым свойством и отношением. Единственным свойством Т.р. как самотождественного бытия является то, что она ЕСТЬ, существует как бытие-для-себя. Но как её бытие может быть дано-взято для других сущих? Непосредственно Т.р. присутствует только в неповторимом начале души (экзистенции),которая, в свою очередь, является внутренним основанием субъетивной реальности в целом. Это начало (Я и Ты), также являющееся самотождественным, находится в особом отношении с самотождественностью Т.р. (Мы). Данное отношение есть отношение целого и части (в 4-м смысле этих терминов). «Целое находится в своих частях в любой части через любую часть» (Николай Кузанский) и, в то же время, «объемлет» (К.Ясперс) их, являет собой самотождественность другого уровня по отношению к частям. Со своей стороны Ч., будучи сопричастными трансцендентному целому, в этом соотношении отождествляются с ним. Таким образом, неповторимое начало любого сущего является «двуликим Янусом» (холоном): оно целое по отношению к своим частям и часть по отношению к целому высшего уровня иерархии. Мы есть целое по отношению к Я и Ты, последние являются его частями. Но Мы есть Я по отношению к другому Мы, а Я есть Мы по отношению к входящим в него индивидуальностям; и т.д. в бесконечность.  Повторяем, однако, что эта иерархия не может объять собой потенциальную бесконечность «всего мира». В современной науке такое соотношение целого и части определнным образом отражается в понятии фрактала (самодостаточного континуального целого, обладающего самоподобием целого и частей). - Книгин А.Н. Учение о категориях Томск. 2002. С. 212-216. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии 9Философские оснвы мировоззрения) в3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 179-189; егоже. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 23-25, 44-46, 48-49; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 56-61; его же. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). СПб. 2006. С. 90-93, 95.-99, 100-105.

Просмотров: 2461
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • Материя (объективная реальность) и идеальное (как субъективная реальность)
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наличное бытие и бытие как основание
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Общение в политике: ожидания избирателей по отношению к личности политического лидера
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Ориентация по отношению к окружающей обстановке
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Принятие другого таким, каков он есть
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЕРЕЖИВАНИЮ
  • Уязвимость по отношению к стереотипу
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • ЧАСТЬ и ЦЕЛОЕ
  • Часть и целое
  • ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ
  • ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ
  • Часть и целое
  • Число как сущее в античности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь