Метафизика

(от греч. meta ta physika – буквально означает «после физики») – Такое название получили работы Аристотеля, посвященные «первой философии» в отличие от физики или «второй философии». М. есть наука о «бытии как таковом», о первых началах и причинах всего сущего. В процессе дальнейшего развития в M. обозначились следующие основные тенденции, получившие преимущественное развитие в различных философских системах. а. Стремление построить учение об абсолютном начале, порождающем все сущее. Это путь к различным вариациям Абсолюта. б. Претензия на обладание особым «сверхчувственным» методом получения знания об Абсолюте. в. Попытки получить структурные представления об Абсолюте («Дать портрет Бога» по выражению Гегеля). Следует различать те моменты в этих тенденциях, которые представляются в принципе неприемлемыми, и то, что явилось моментами истины, несмотря на общую ошибочность поставленной задачи. Допущение генетического начала бесконечности логически противоречиво. Но на этом пути удалось увидеть «начала» структурные, т.е. всеобщие характеритики бытия. Жреческие претензии на особое философское знание «бытия как такового» несостоятельны, но на этом пути удалось отточить методологию философской дедукциии и определения понятий. Философия не может дать «портрет Бога», но ей удалось существенно продвинуться в описании всеобщей структуры бытия, развить учение о категориях. Начиная с середины Х1Х столетия, М. подвергается резкой критике с разных сторон. Позитивисты считают утверждения М. бездоказательными и предлагают заменить её логикой и методологией научного познания. Ницше вообще характеризует её как мошенническое удвоение реальной действительности. Марксизм полагает, что прежнюю метафизику, претендующую на познание каких-то вечных начал, следует заменить материалистически интерпретированной диалектикой Гегеля, т.е учением о развитии и всеобщей связи в природе и обществе; поэтому в марксистской литературе М. трактуется только как несостоятельная противоположность диалектики. Однако абсолютизация развития вместо абсолютизации устойчивости отнюдь не устраняет М. Классическая М. типа Платона сменяется неклассической типа Ницше или Хайдеггера. Любые попытки увидеть во всеобщих атрибутах всепорождающие исходные начала, будь это вечные идеи, материя как субстанция, порождающиt свои проявления, бытие как становление, или ничто, неизбежно воспроизводит отрицательные тенденции М. И это очень удобно для придания философии особой значимости. Одно дело говорить, допустим об атрибутах искусства, морали, научной картины мира, другое – с таинственным видом противопоставлять частнонаучным знаниям что-то вроде М. искусства и т.п. Коррелятивная онтология является принципиально неметафизческой. Она отказываетсяиискать «начала всего», предпочитая исследовать всеобщую структуру  бытия любого сущего и мира как соотношения (взаимодействия). - Сагатовский В.Н. Триада бытия (введение в неметафизическую корренлятивную онтологию). СGб. 2006; его же. Многокачественное бытие / http^//vasagatovskij.narod.ru  

Просмотров: 612
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • АНАЛОГИЯ СУЩЕГО, аналогия бытия
  • Ансельм Кентерберийский. Доказательства бытия Бога
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • М. Хайдеггер:Проблема метафизики (после Бытия и времени)
  • МОРАЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • Основная проблематика французской просветительской философии. Учение о природе
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • Познание бытия
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • РЕАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК. Метафизика человеческого бытия
  • Рождение идеи бытия (Парменид)
  • ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • Тенденции и дискуссии западной философии последних десятилетий XX века. Введение
  • Философия Мартина Хайдеггера. Начала и истоки
  • Философское понимание начала в Индии, Китае и Исламе
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь