|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.
Метафизика(от греч. meta ta physika – буквально означает «после физики») – Такое название получили работы Аристотеля, посвященные «первой философии» в отличие от физики или «второй философии». М. есть наука о «бытии как таковом», о первых началах и причинах всего сущего. В процессе дальнейшего развития в M. обозначились следующие основные тенденции, получившие преимущественное развитие в различных философских системах. а. Стремление построить учение об абсолютном начале, порождающем все сущее. Это путь к различным вариациям Абсолюта. б. Претензия на обладание особым «сверхчувственным» методом получения знания об Абсолюте. в. Попытки получить структурные представления об Абсолюте («Дать портрет Бога» по выражению Гегеля). Следует различать те моменты в этих тенденциях, которые представляются в принципе неприемлемыми, и то, что явилось моментами истины, несмотря на общую ошибочность поставленной задачи. Допущение генетического начала бесконечности логически противоречиво. Но на этом пути удалось увидеть «начала» структурные, т.е. всеобщие характеритики бытия. Жреческие претензии на особое философское знание «бытия как такового» несостоятельны, но на этом пути удалось отточить методологию философской дедукциии и определения понятий. Философия не может дать «портрет Бога», но ей удалось существенно продвинуться в описании всеобщей структуры бытия, развить учение о категориях. Начиная с середины Х1Х столетия, М. подвергается резкой критике с разных сторон. Позитивисты считают утверждения М. бездоказательными и предлагают заменить её логикой и методологией научного познания. Ницше вообще характеризует её как мошенническое удвоение реальной действительности. Марксизм полагает, что прежнюю метафизику, претендующую на познание каких-то вечных начал, следует заменить материалистически интерпретированной диалектикой Гегеля, т.е учением о развитии и всеобщей связи в природе и обществе; поэтому в марксистской литературе М. трактуется только как несостоятельная противоположность диалектики. Однако абсолютизация развития вместо абсолютизации устойчивости отнюдь не устраняет М. Классическая М. типа Платона сменяется неклассической типа Ницше или Хайдеггера. Любые попытки увидеть во всеобщих атрибутах всепорождающие исходные начала, будь это вечные идеи, материя как субстанция, порождающиt свои проявления, бытие как становление, или ничто, неизбежно воспроизводит отрицательные тенденции М. И это очень удобно для придания философии особой значимости. Одно дело говорить, допустим об атрибутах искусства, морали, научной картины мира, другое – с таинственным видом противопоставлять частнонаучным знаниям что-то вроде М. искусства и т.п. Коррелятивная онтология является принципиально неметафизческой. Она отказываетсяиискать «начала всего», предпочитая исследовать всеобщую структуру бытия любого сущего и мира как соотношения (взаимодействия). - Сагатовский В.Н. Триада бытия (введение в неметафизическую корренлятивную онтологию). СGб. 2006; его же. Многокачественное бытие / http^//vasagatovskij.narod.ru Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|