Метафизика

(от греч. meta ta physika – буквально означает «после физики») – Такое название получили работы Аристотеля, посвященные «первой философии» в отличие от физики или «второй философии». М. есть наука о «бытии как таковом», о первых началах и причинах всего сущего. В процессе дальнейшего развития в M. обозначились следующие основные тенденции, получившие преимущественное развитие в различных философских системах. а. Стремление построить учение об абсолютном начале, порождающем все сущее. Это путь к различным вариациям Абсолюта. б. Претензия на обладание особым «сверхчувственным» методом получения знания об Абсолюте. в. Попытки получить структурные представления об Абсолюте («Дать портрет Бога» по выражению Гегеля). Следует различать те моменты в этих тенденциях, которые представляются в принципе неприемлемыми, и то, что явилось моментами истины, несмотря на общую ошибочность поставленной задачи. Допущение генетического начала бесконечности логически противоречиво. Но на этом пути удалось увидеть «начала» структурные, т.е. всеобщие характеритики бытия. Жреческие претензии на особое философское знание «бытия как такового» несостоятельны, но на этом пути удалось отточить методологию философской дедукциии и определения понятий. Философия не может дать «портрет Бога», но ей удалось существенно продвинуться в описании всеобщей структуры бытия, развить учение о категориях. Начиная с середины Х1Х столетия, М. подвергается резкой критике с разных сторон. Позитивисты считают утверждения М. бездоказательными и предлагают заменить её логикой и методологией научного познания. Ницше вообще характеризует её как мошенническое удвоение реальной действительности. Марксизм полагает, что прежнюю метафизику, претендующую на познание каких-то вечных начал, следует заменить материалистически интерпретированной диалектикой Гегеля, т.е учением о развитии и всеобщей связи в природе и обществе; поэтому в марксистской литературе М. трактуется только как несостоятельная противоположность диалектики. Однако абсолютизация развития вместо абсолютизации устойчивости отнюдь не устраняет М. Классическая М. типа Платона сменяется неклассической типа Ницше или Хайдеггера. Любые попытки увидеть во всеобщих атрибутах всепорождающие исходные начала, будь это вечные идеи, материя как субстанция, порождающиt свои проявления, бытие как становление, или ничто, неизбежно воспроизводит отрицательные тенденции М. И это очень удобно для придания философии особой значимости. Одно дело говорить, допустим об атрибутах искусства, морали, научной картины мира, другое – с таинственным видом противопоставлять частнонаучным знаниям что-то вроде М. искусства и т.п. Коррелятивная онтология является принципиально неметафизческой. Она отказываетсяиискать «начала всего», предпочитая исследовать всеобщую структуру  бытия любого сущего и мира как соотношения (взаимодействия). - Сагатовский В.Н. Триада бытия (введение в неметафизическую корренлятивную онтологию). СGб. 2006; его же. Многокачественное бытие / http^//vasagatovskij.narod.ru  

Просмотров: 606
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • МОРАЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • Наличное бытие и бытие как основание
  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Природа телевидения как искусства
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Число как сущее в античности
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь