|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.
Материализм(от лат. materialis – вещественный) – одно из основных направлений в истории философии. С точки зрения М. в основе бытия лежит материя, которая является первичной по отношению к человеческому сознанию (идеальному). Первичность материи проявляется, во-первых, в том, что она существует вечно и бесконечно, и только на определенной ступени своего развития порождает идеальное. Во-вторых, сознание есть отражение материи, которая задает его содержание: бытие (как синоним материи) определяет сознание. Смысл этих утверждений менялся по мере того как изменялось содержание понятия материи. Сначала имелись в виду определенные виды физической материи (вода, воздух), затем материя была отождествлена с веществом вообще, имеющим атомное строение. На этих этапах базовое понятие М. фактически не достигло категориального уровня, и такой М. скорее заслуживает название веществовизма. Решительный шаг в переходе на категориальный уровень был сделан в диалектическом материализме, когда было предложено ленинское определение материи. Основное достижение этого определения заключается в том, что независимо от характера физической формы базовым признаком материи является то, что она есть объективная реальность. Следовательно, суть материализма не в примате вещества, но именно объективной реальности. Однако определение объективной реальности как того, что отражается человеческим сознанием, существуя независимо от него, было дано в рамках гносеологической проблематики (так Ленин обосновывал правомерность признания объективной истины, и был в этом прав) и не поднялось до уровня онтологической всеобщности. Положительное значение М. состоит в признании объективной реальности, в уважении к объективным законам бытия, с которыми не может не считаться познание и преобразование мира, производимое субъектами. Тем самым ставится преграда субъективистскому произволу. Основная ограниченность М. заключается в присущем ему редукционизме по отношению к идеальному, в отрицании всеобщности последнего и несводимости его к проявлениям объективной реальности, тем более её физической разновидности. М. необходим, но ещё не достаточен для адекватного понимания бытия и деятельности в мире, где материя – необходимый вид бытия, но не бытие в его полноте. - Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения)в3-х частях. Ч.1: Философия и жизнь. СПб. 1997. С. 103- 107. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|