|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.
Феноменология (от греч. phainomenon – являющееся, т.е. наука или учение о являющемся) – одно из самых распространенных направлений философской мысли ХХ столетия. В России среди «продвинутых» заменило марксистскую философию (в 50-е годы на такую замену претендовал неопозитивизм, но для этого не было объективных возможностей). У истоков современной Ф. стоит Э.Гуссерль; М.Хайдеггер развивал то, что можно назвать герменевтической Ф. (Гуссерль предлагал «вглядываться», Хайдеггер – «вслушиваться»). Несмотря на деларируемое различие предмета и сознания, фактически Ф. продолжила линию имманентизма, характерную для Западной философии нового времени. «Чистое» сознание, освобожденное от всех предшествующих опосредствований («естественной установки») полагает предмет в интенциональном акте. Это означает, что оно не создает предмет (тождество значения и предмета отвергается), но непосредственно созерцает и описывает его таким, каким он является нашему восприятию, памяти, предположению и другим формам сознания. И это описание оказывается аподиктичным (достоверным) именно для восприятия описывающего. Мы не знаем, какого вкуса мед и почему он таков, но достоверно, что я его воспринимаю как сладкий, а кто-то – как горький; объяснения здесь, якобы, неуместны и невозможны. И эти разные описания феноменов каким-то таинственным образом могут оказаться интерсубъективными. Таким образом, за борт выбрасывается объективность, объянительный уровень познания и допускаетя существовование «чистого», абсолютно не опосредованного сознания; сама субъективность при этом не проблематизируется. Несмотря на наличие в исследованиях такого рода целого ряда позитивных моментов, в целом оно представляется уводящим с магистрального пути философии, онтологии в том числе. Однако Ф. может быть принята как один из моментов в методолгии онтологии. Гуссерль, в частности, говорит о категориальном созерцании, непосредственном узрении общего, отвергая традиционное представлении о категориях как «обобщениях» «Монблана фактов». Это следует принять, но с одной важной поправкой: такие исходные интуиции не аподиктивны по определению, но должны рассматриваться в качестве исходных гипотез, нуждающихся в дальнейшей прверке содержащихся в них потенций дедуктивного вывода и применимости полученных конструкций для решения стратегических задач человеческой деятельности в целом , для выработки мировоззрения и общей методологии, адекватных историческим Вызовам. - Сагатовский В.Н. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). СПб. 2006. С. 15-23. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|