|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
ГУССЕРЛЬ (HUSSERL) Эдмунд(род. 8 апр. 1859, Просниц, Моравия - ум. 27 апр. 1938, Фрейбург, Брейсгау) - нем. философ. В 1916 стал профессором; сначала занимался логическим обоснованием арифметики ("Ьber den Begriff der Zahl", 1887), в результате чего вывел фундаментальные понятия множества, единства и числа. Гуссерль различает собственно данные множества и чувственные множества, которые можно считать множествами только косвенно и путем рассмотрения содержащихся в них "моментов фигуры" (figuralen Momente), отчасти сходных с открытыми Эренфельсом гештальткачествами. Результатом этих исследований оказался субъективный и одновременно объективный метод постановки вопроса, характерный для всех дальнейших работ Гуссерля. В 1-м т. "Prolegomena zur reinen Logik", 1900 (рус. пер. "Пролегомены к чистой логике", 1909), - Гуссерль защищает объективность объекта, в данном случае логического образования, против всякой ложной субъективизации (новых идеалистических теорий познания) и против очень распространенного в то время психологизма, который пытался рассматривать даже логические понятия и законы как психические образования. Гуссерль характеризует психологизм как релятивизм и подчеркивает априорность чистой логики, которая тематически делится на апофантическую логику (логику "категорий знания" - понятие, суждение, умозаключение и т. д.) и на формальную онтологию (формальная теория предметов). Во 2-м т. - "Untersuchungen zur Phдnomenologie und Theorie der Erkenntnis", 1901, - он пытается "в логические идеи, понятия и положения внести гносеологическую ясность и отчетливость"; этот том содержит исследования о выражении и значении, об идеальном единстве видов и о новых теориях абстракций, о целом и частях (априорная теория предметов), о различии самостоятельных и несамостоятельных значений, об интенциональном переживании -и его содержании, наконец, об элементах феноменологического объяснения познания. Все положения Гуссерля основаны на чистой имманентной, "аподиктической" интуиции, на "интуитивной очевидности", на наглядной само-данности (Selbstgegebenheit) предметов, бытие и явление которых регулируются сущностными закономерностями. Интенциональность сознания анализируется Гуссерлем с точки зрения "интенционального предмета". Вышеназванная (как бы предварительная) работа явилась исходным пунктом для осн. произв. Гуссерля "Ideen zu einer reinen Phдnomenologie und phдnomenologischen Philosophie" (1913), благодаря которому он приобрел мировую известность; см. Феноменология. Кроме указанных работ, Гуссерль написал следующие произв.: "Meditations cartesiennes", 1931; "Erfahrung und Urteil. Untersuchungen zur Genealogie der Logik", 1939; 5 лекций под заглавием ".Die Idee der Phдnomenologie", 1950. С 1939 в Лувенском католическом ун-те (Бельгия) существует Архив Гуссерля, опубликовавший в 1950 по праву наследования его избр. произв. в 3 тт.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|