|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Военная педагогика. Под редакцией О. Ю. Ефремова, словарь-справочник, Санкт-Петербург, 2008 г.
Технология обученияэто система мероприятий по организации и осуществлению процесса обучения, предусматривающая определенную последовательность действий и достижение ряда целей; процесс реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей. Технологии обучения характеризуются следующими параметрами: цели обучения должны быть конкретны и измеримы; операции воспроизводимы (вероятность реализации технологии разрабатывающим ее должна быть высокой, другие педагоги могут овладеть этим набором операций и успешно их использовать); операции должны быть законченным процессом по достижению цели; субъективизм педагога сводится к минимуму. Свобода педагога возможна в том диапазоне действий, которые обеспечивают достижение целей. Технологии обучения классифицируют по следующим параметрам: - по объекту воздействия (обучение курсантов, слушателей, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в системе дополнительного образования, профессиональная подготовка в системе послевузовской подготовки); - по предметной среде (для гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных, специальных дисциплин); - по применяемым средствам (видеотехнические, информационные, проблемно-деятельностные, рефлексивные и др.); - по организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные, смешанные); - по методической задаче (технология одного предмета, технология одного раздела дисциплины, технология одной темы, технология одного вида учебного занятия (одного вопроса), технология одного метода, технология одного средства и др.); - по инновационности технологии (проектно-созидательные, развивающего обучения, компьютерные, дистанционного обучения, мультимедиа, модульные, интегральные, графического сжатия информации и др.). Компьютерные технологии обучения основываются на применении компьютеров в их органичной связи с учебными целями, содержанием обучения, компьютерными программами и дидактическими приемами применения компьютеров как средства обучения. Модульно-рейтинговая технология обучения – технология обучения, которая базируется на двух основополагающих принципах: - поэтапное (модульное) изучение учебных дисциплин, когда каждая дисциплина разбивается на несколько модулей – тематически завершенных разделов (частей). Изучение модуля заканчивается контролем качества усвоения учебного материала и выставлением обучающемуся балла с учетом текущих оценок; - поэтапное накопление баллов за изучение каждого модуля и выведение итоговой оценки за изученную дисциплину в виде суммы – рейтинга. При этом итоговый рейтинг по учебной дисциплине может быть увеличен за счет добавления поощрительных баллов, начисляемых за активную работу над учебным материалом, участие в военно-научной работе, конкурсе на лучшую научную работу и т. п., или уменьшен за счет вычитания штрафных баллов, начисляемых за несвоевременную и некачественную отчетность по модулям, а также за другие нарушения дисциплины образовательного процесса. Мультимедиа-технология (от англ. multi – много media – средство) – совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее одновременно и параллельно несколькими органами чувств. Мультимедиа означает одновременное наличие звуковой, видео-, графической и компьютерной среды. Объединение этих сред обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: человек, работающий с этой технологией на ПК, не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем, в процессе обучения. Проектно-созидательные технологии – их основу образует творческая деятельность обучающихся в процессе проведения научных исследований, решения научно-технических задач, разработки конкретных проектов. В проектно-созидательной технологии на первое место в образовательном процессе выходит деятельность (разработка проектов, решение различных актуальных задач исследовательского характера) и личность обучающегося, акцентируется его персональная ответственность за результаты своих разработок, реализацию проектов. Технология дистанционного обучения – совокупность форм, методов и средств взаимодействия компьютерных средств с обучающимся в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний; строится на фундаменте определенного содержания, аккумулируемого в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного обучения и находящихся в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т. д. Технологии модульного обучения предполагают в качестве средства обучения так называемые учебные модули. Сущностные характеристики модульной технологии обучения: - содержание обучения здесь представляется в логически законченных и самостоятельных информационных блоках в соответствии с поставленной дидактической целью. Важно, что эта цель определяет не только объем, но и уровень усвоения материала; - общение преподавателя и обучающегося осуществляется путем индивидуального личного общения или через информацию, заложенную в модуль; - обучающийся в основном работает самостоятельно. При этом он учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это позволяет ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень усвоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях, навыках и умениях; - наличие учебных модулей (распечатанных и выданных каждому обучающемуся) позволяет преподавателю индивидуализировать работу с каждым обучающимся, целенаправленно, «мягко» и ненавязчиво управлять его учебно-познавательной деятельностью, а в случае необходимости оказывать ему дозированную помощь. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Военная педагогика. Под редакцией О. Ю. Ефремова, словарь-справочник, Санкт-Петербург, 2008 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|