|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯв Рос. Федерации, исправительно-трудовое учреждение, в к-ром отбывают наказание несовершеннолетние 14—18 лет, осуждённые судом к лишению свободы. Создаются (отдельно для юношей и девушек) колонии общего и усиленного режимов. В В.-т. к. общего режима отбывают наказание несовершеннолетние муж. пола, впервые осуждённые к лишению свободы, а также все осуждённые несовершеннолетние жен. пола; в В.-т. к. усиленного режима (где предусмотрены сокращённое кол-во свиданий и посылок в течение года, уменьшенный размер денежных сумм, к-рые воспитанники имеют право тратить на свои нужды и др.) содержатся только несовершеннолетние муж. пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, туда могут переводиться несовершеннолетние из колоний общего режима за злостные нарушения правил поведения. Если воспитанники не могут быть освобождены условно досрочно, то по достижении 18 лет они, как правило, переводятся в исправительно-трудовые колонии для взрослых. Возможно продление срока пребывания юношей и девушек в В.-т. к. для завершения образования, получения специальности или в воспитат. целях до окончания срока наказания (но не более чем до достижения ими 20 лет). В России первые исправит, заведения (приюты и колонии) для несовершеннолетних возникли во 2-й пол. 19 в. в Москве, Петербурге, Саратове, Курске и др. городах. наиб. успешно работала исправит.-воспитат. колония в Петербурге, возглавляемая А. Я. Гердом. В годы сов. власти наиб. полно принципы исправительно-трудовой педагогики были воплощены в деятельности трудколонии и воспитат. учреждений под руководством А. С. Макаренко, а также в Болшевской трудкоммуне под Москвой. Продолжению гуманистич. традиций в работе В.-т. к. препятствовали репрессивная политика 30—40-х гг., адм.-бюрократич. методы управления колониями. Деятельность В.-т. к. (правила поведения, распорядок дня, система поощрений и взысканий, организация свободного времени осуждённых) определяется нормами исправит.-трудового законодательства республики. Условия содержания в В.-т. к., связь с внеш. миром создают возможности для перевоспитания несовершеннолетних пед. мерами. С учётом анатомо-физиол. и психол. особенностей подростков для них установлен сокращённый рабочий день (от 4 до 6 час в зависимости от возраста), исключены вредные и тяжёлые виды труда, сверхурочные работы и ночные смены. В В.-т. к. имеются проф.-тех. уч-ща, где обучение ведётся по типовым программам подготовки специалистов разл. профессий. Воспитанники получают общее образование (по уч. плану вечерних школ). Важнейшие задачи педагогов: преодоление негативного отношения воспитанников к процессу обучения, школе и учителям, выработанного у них опытом прежней жизни (большинство из подростков отсеялось из образоват. школ за неуспеваемость и недисциплинированность); привитие интереса к познават., трудовой и досуговой деятельности, выработка навыков умственного труда. Значит. внимание пед. работники В.-т. к. уделяют культ.-просвет. и физкультурно-массовой работе с воспитанниками. По уровню образования и характеру произ-ва воспитанники распределяются по отделениям (20—25 чел.), за работу к-рого отвечает воспитатель — офицер внутр. службы (как правило, с пед. или юрид. образованием), а также учитель и мастер произ-ва. 3—4 отделения составляют отряд, руководит к-рым ст. воспитатель или начальник отряда. За организацию и метод. обеспечение воспитат. работы в колонии несёт ответственность зам. начальника колонии по воспитат. работе, а также уч.-воспитат. совет при начальнике колонии, в к-рый входят её руководители, воспитатели, педагоги, мастера производств. обучения, представители общественности, орг-ций и трудовых коллективов, шефствующих над данной В.-т. к. В В.-т. к. предусмотрена должность психолога с целью диагностики индивидуальных особенностей и межличностных отношений (в т. ч. и конфликтных) воспитанников. В В.-т. к. создаются неформальные органы обществ. самодеятельности воспитанников, имеющие целью стимулировать их исправление, привлекать их к обществ. жизни, прививать навыки коллективизма и ответственности. С кон. 80-х гг. на законодат. уровне решаются проблемы гуманизации деятельности В.-т. к.: рациональное смягчение режимных ограничений, расширение возможностей для связи с родственниками, трудовыми коллективами, стимулирование работы обществ. формирований осуждённых; усиление ответственности местных советов за трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобождённых из В.-т. к. Трудовая деятельность строится с учётом элементов творчества, самодеятельности, личной заинтересованности. Изменения в пед. деятельности В.-т. к. также связаны со спец. подготовкой кадров воспитателей. М — П. Стурова.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|