ТУВА

Республика Тыва, входит в Рос Федерацию Пл 170,5 тыс. км2 Нас 308,5 тыс. чел (1989, перепись), в т.ч. 64,3% - тувинцы, 32% - русские Столица - Кызыл

На 1000 чел населения в возрасте 15 лет.н. старше в 1994 приходилось 886 чел с высшим и средним (полным и неполным). образованием (в 1989 - 802 чел). В отраслях экономики было занято ок 15 тыс. специалистов с высшим и ев 17 тыс. со ср. спец. образованием

Предки совр. тувинцев - древние тюрки, с к-рыми связаны памятники письменности - орхоно-енисейские надписи, относимые гл. обр. к 9—10 вв С 13 в терр Т входила в состав империи Чингисхана и его потомков В 17 в распространился ламаизм, а с ним и практика обучения детей ламами, каждый из них обязан был иметь неск. учеников - хув-раков В 19 в на терр Т действовало неск. ламаистских школ С 1908 создавались рус школы (прекратили работу в 1918—21).

После революции 1921 в Тув нар. республике (ТНР, до 1926 - Нар. республика Танну-Тува). с помощью РСФСР. началась перестройка нар. образования В 1929 было 3 светские школы с обучением на монг яз С 1925 тувинцы направлялись на учебу в СССР. и МНР По просьбе пр-ва ТНР к разработке тув письменности были привлечены сов специалисты, тув учащиеся сов уч. заведений

Тув. письменность на лат графич основе введена в 1930 (с 1941 - на рус графич основе). В 1930 насчитывалось 7 школ (450 учащихся, 13 учителей). Работу по ликвидации неграмотности развернули ликпункты и «красные юрты» (к 1937 - ев 70). До 1940 в школах осуществлялось только нач обучение местного тув населения Имелись школы-интернаты для детей кочевников-аратов - сумонные (окружные, 2 года обучения). и хошунные (районные, 4 года обучения), кочевые летние школы (1934—39). для подростков 12—17 лет, не учившихся в школах-интернатах (в 1939 все 42 такие школы преобразованы в сумонные школы-интернаты), действовали и т.н. школы приходящего ученичества Учителями были лица, прошедшие подготовку в нач школе, на пед. курсах в Горно-Алтайске и др. В 1930—31 в Москве и Кызыле изданы первые букварь, учебники по тув яз, арифметике и др, а также уч планы для тув школ С 1931 создавались дет. сады и др. дошк. учреждения В 1936 осн.Кызыльский уч комбинат, готовивший учителей, фельдшеров, агрономов и др. (в 1944 реорганизован в ср. школу). В 1940/41 уч г. открылись 4 семилетние школы, всего работало 70 школ (3,6 тыс. учащихся), насчитывалось 145 учителей В 1942 СНК СССР. безвозмездно передал ТНР все сов школы для детей сов граждан на терр Т 1 среднюю, 4 семилетние и 33 начальные В 1943 первые тувинцы получили высшее пед. образование в Иркутском пед. ин-те В 1943/44 уч г. было 84 тув школы Обучением охвачено 55,4% детей шк. возраста Грамотность населения составляла 65%

После того как Т вошла в состав СССР. (на правах авт области РСФСР), широко развернулось шк. стр-во В 1945/ 46 уч г. ев 7,5 тыс. детей аратов находилось на гос. обеспечении в школах-интернатах В 1948 было начато введение всеобщего нач обучения К 1950 имелось 180 школ (25,7 тыс. учащихся). С 1951 вводилось всеобщее семилетнее обучение, в 1951/52 уч г. работали 121 начальная, 54 семилетние, 10 ср. школ (27,8 тыс. учащихся). К 1949/50 уч г. тув школы-семилетки были обеспечены сов учебниками по всем предметам на родном яз В создание тув учебников значит. вклад внесли местные методисты M Д Биче-Оол, III Ч Сат, Д А Мон-гуш, И Ч Эргил-Оол и др. Редактором почти всех первых тув учебников, автором ряда учебников по тув яз был А А Пальмбах В 1952 начали работу первые ПТУ Кызыльское уч-ще механизации с х-ва и др. С 1945 учителей готовили Кызыльское пед. уч-ще, с 1952 и учительский ин-т, в 1956 он преобразован в пед. ин-т, первый тув вуз Из-за недостатка специалистов-педагогов занятия по ряду предметов до нач 60-х гг шли с переводчиком.

В Тув АССР. (1961—91). шк. сеть значит. ельно расширилась, помимо дневных общеобразовательных действовали 6 школ рабочей молодежи, 16 школ сел молодежи, 1 заочная школа В 70-х гг достигнута полная грамотность населения В 1975/76 уч г. в 180 общеобразоват. школах всех типов было ок 67 тыс. учащихся С сер 70-х гг осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи В кон. 80-х гг началась разработка новых уч программ и планов, а также учебников В нач 90-х гг изданы новые учебники, в т.ч. для ср. школ по истории Т, географии родного края (с очерком исследований, в результате к-рых сформировался совр. облик экономики Т), по тув яз и лит-ре и др. В этой работе принимают участие специалисты НИИ языка, истории, лит-ры при пр-ве Т, сотрудники лаборатории (осн. в 1972). моек НИИ нац. проблем образования и др. В 1995 Верховным хуралом принят закон об образовании Реализуются «Осн. направления развития образования в Республике Тува» (утверждены пр-вом в 1991). Для тув школ разработано 6 вариантов уч. планов В 1—4-х кл обучение ведется только на тув яз На ср. ступени обучения отд предметы преподаются на русском яз, курс ст ступени - на русском яз.

В сер. 90-х гг в 250 садах и яслях воспитывалось ев 18 тыс. детей Большинство дошк. учреждений – сельские. В кон. 80-х гг они работают по программам воспитания, учитывающим многонац. состав контингента, а также необходимость предшкольной подготовки детей Св 180 дошк. учреждений имеют группы, в к-рых воспитат. работа ведется на тув яз по спец. программам Издан комплект уч -метод лит-ры для дошкольных учреждений.

В сер. 90-х гг работало ев 160 дневных общеобразоват. школ (ев 62 тыс. учащихся), в т.ч. 136 средних, 11 неполных средних, а также 12 вечерних школ (3 тыс. учащихся). По программам тувинских работают ев 130 школ Организованы 2 лицея Действует ев 70 пришк. интернатов (ев 5 тыс. детей чабанов и животноводов). В школах занято ев 5 тыс. учителей, из них 75% с высш. образованием Среди педагогов ев 40 заел учителей школы Рос Федерации, ок 100 заел учителей Республики Тыва Повышение квалификации педагогов ведет Ин-т развития пед. образования (осн. в 1946 как ИУУ). Работает ев 50 внешк. учреждений, в т.ч. 10 центров дет. творчества, 18 ДЮСШ.

Профессионально-техническое образование обеспечивают 11 уч-щ, в т.ч. 7 - на базе ср. школы (всего св. 3 тыс. учащихся). Имеются 6 ср. спец. уч. заведений (св. 4 тыс. уч-ся), в т. ч. пед. уч-ще и уч-ще иск-ва. Высшее образование дают пед. ин-т.н. филиал Красноярского политехн. ин-та. В вузах Т. обучается св. 2,9 тыс. студентов. При ср. специальном и высших учебных заведениях открыты лицейские классы для учащихся ср. школ.

Лит. Сердобов H А., Нар. образование в Туве, Краткий ист. очерк, под ред. С. К. Токы, Кызыл, 1953; его же, Нар. образование в Сов. Туве, «УЗ Тув. НИИ языка, лит-ры и истории», 1957, в. 5; Ко и г. ар Н. С., От неграмотности - к всеобщему среднему, в кн: Тув. письменность, язык и лит-ра, Кызыл, 1980. Л. Т. Марченко.

Просмотров: 838
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • Сменность работы школ
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • Экологическое образование и воспитание учащихся



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь