ТУКАЙ Габдулла

(наст. фам. и имя - Т у к а с в Габдулла Мухаметгарифович). [14(26).4.1886, дер. Кушлауч, ныне в Арском р-не Татарии, - 11(24).4.1913, Казань], тат. поэт, публицист, обществ, деятель. Окончил медресе и рус. классы при нём в г. Уральск (1907). Работал учителем (1903—04), наборщиком в типографии, был одним из организаторов тат. газ. «Фикер» («Мысль»), журналов «Эль-гасрель-джедит» («Новый век»). и «Уклар» («Стрелы»). в Уральске. С 1907 жил в Казани; занимался лит. деятельно-тью, переводил произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, А. В. Кольцова и др. Развивал идеи народности и гуманизма в воспитании, воспринятые им у В. Г. Белинского и К. Д. Ушинского, выступал за расширение роли родного языка в нач. обучении тат. детей. Опираясь на метод, материал учебников Ушинского, Л. Н. Толстого и А. Я. Острогорского, Т. написал ориг. учебники для тат. школ: «Новое чтение» («Яна кыйраэт», 1909). и «Уроки нац. лит-ры в школе» («Мэктэптэ миллий эдэбият дэреслэре», 1911), прививавшие любовь к родной речи. Содействовал открытию рус.-тат. уч-щ и рус. классов при медресе. Одним из первых среди тат. деятелей культуры решительно выступил за обучение девочек в светских школах, за участие женщин в обществ, жизни, за распространение среди них науч. и мед. знаний, высоко ставил обществ, призвание учителя как человека, близкого народу; он особо подчёркивал значение личного примера и авторитета учителя как в воспитании детей, так и в просвещении взрослых.

Выпустил 6 сб-ков своих произведений для детей и юношества: «Радость» («Юаныч», 1908), «Жемчужные зерна» («Энже бертеклэре», 1909). и др. Стихотворения, басни Т. многократно переиздавались и входят в совр. учебники для тат. школ.

Соч. в рус. пер.: Избр. т. 1—2, Каз., 1960—61.

Лит.: Туишев Ю. А., Обществ.-пед. деятельность Г. Тукая, Каз., 1963; Нурул-л и и И., Тукай, М., 1977. Я. И. Ханбиков.

Просмотров: 684
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. К.Щ. УШИНСКОГО (ГНПБ им. К.Д. УШИНСКОГО)
  • Готовность детей к обучению в школе
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Дифференцированное обучение аномальных детей
  • Дифференцированное обучение детей с отклонениями в психофизиологическом развитии
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • Интегрированное обучение аномальных детей
  • КИНО для детей и юношества
  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • Метод приемных детей
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Обучение детей с особыми потребностями в основном потоке
  • Обучение отставших детей вместе с нормальными
  • ПЕРИОДИКА для детей и юношества
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ (НЕГОТОВНОСТЬ) ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • Приемных детей метод
  • Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
  • ТЕАТР для детей и юношества
  • ТУКАЙ Габдулла
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь