ТОЛСТОЙ Дмитрий Андреевич

граф [1(13).3.1823, Москва, - 25.4(7.5). 1889, Петербург], гос. деятель, историк. Окончил Александровский лицей (1842). Служил в канцелярии императрицы по управлению уч. и благотворит, заведениями. С 1847 чиновник особых поручений при Деп. духовных дел иностр. исповеданий, с 1851 вице-директор департамента в Мин-ве внутр. дел. В 1853—60 директор канцелярии мор. министра (в 1853 статский советник). В сент. 1860 - дек. 1861 - чл. Гл. правления уч-щ и управляющий департаментом МНП. В 1861—65 сенатор. С 1864 принимал участие в работе советов жен. воспитательных об-в. За работу по истории римской католич. церкви в России (1864). удостоен докторской степени в Лейпциг-ском ун-те. В 1865—80 обер-прокурор Святейшего Синода, одновременно в 1866—80 мин. нар. просвещения.

Увлекаясь в молодости либеральными идеями (был другом А. Н. Плещеева до ссылки последнего, товарищем M. Е. Салтыкова-Щедрина, одним из ближайших сотрудников мор. министра - либерально настроенного великого кн. Константина Николаевича), по-видимому, уже к кон. 1850-х гг. перешёл на консервативные позиции: выступал последовательным защитником дворянских интересов, считая, что благородное сословие должно сохранять в обществе свои полит. позиции и культурно-нравств. влияние.

При участии Т. проведена реформа православных уч. заведений (1866—69), выпускники получили право поступать в уч. заведения гражд. и др. ведомств, были обновлены уч. программы, гл. обр. за счёт расширения курсов общеобразо-ват. предметов, введения педагогики, увеличения кол-ва уч. часов на древние языки. При Святейшем Синоде учреждён Училищный к-т. Признавая роль духовенства в нравств. воспитании народа, Т. считал невозможной передачу в его руки всего нач. образования. Вместе с тем правильно поставленную систему образования считал важнейшим инструментом для предотвращения распространения рев. идей. i

В годы министерства Т. проведены образоват. реформы, определявшие облик рос. шк. системы почти до нач. 20 в. Приняты Устав гимназий и прогимназий (1871), преследовавший цель повысить уровень подготовки поступающих в ун-ты, но на деле укрепивший позиции т. н. классицизма в ср. образовании и привилегии дворянства (см. Гимназии, Классическое образование, Пансионы), Положение о гор. уч-щах и учительских ин-тах (1872), упорядочившее систему обучения детей из разл. слоев гор. населения (см. Городские училища), Положение о нач. нар. уч-щах (1874), давшее основу для расширения сети гос. школ в сел. местности; получили правовую базу деятельности реальные уч. заведения; учреждены высшие жен. курсы, жен. гимназии и прогимназии. Были также введены Правила о мерах к образованию инородцев (1870), распространившие систему Н. И. Ильминского, Положения о т. н. казённых евр. уч-щах и др. Активно велась подготовка нового университетского устава. Т. считал необходимым гос. контроль за содержанием и процессом обучения и воспитания, был сторонником жёсткой дисциплины в уч. заведении. Добивался унификации уч. программ, укрепления единоначалия в уч. заведениях, усиления роли губернского дворянства в надзоре за ср. и нач. образованием. Устойчивого интереса к пед. проблемам Т. не имел, назначение на посты обер-прокурора Святейшего Синода и министра нар. просвещения рассматривал гл. обр. как ступени адм. карьеры. При разработке правительств, политики в области образования испытывал сильное влияние М. Н. Каткова и К. М. Леонтьева.

Стремление сохранить гос. контроль за нар. просвещением объясняет нек-рую противоречивость политики Т. в конкретных вопросах. Так, относясь отрицательно к высшему жен. образованию, участию гос-ва в организации нач. обучения, он в условиях пореформенной России был вынужден выделять субсидии высшим жен. курсам, пойти на создание образцовых сел. «министерских» уч-щ и учительских семинарий.

Автор исследований по истории образования: «Взгляд на уч. часть в России в XVIII столетии до 1782 г.» и др. (опубл. в сб. ОРЯС Петерб. АН). В них использовал мн. архивные источники, нек-рые полностью опубликовал. С 1882 мин. внутр. дел и одновременно през. Петерб. АН.

Лит.: Рождественский С. В., Ист. обзор Мин-ва нар. просвещения за 100 лет. 1802—1902, СПБ, 1902; Феоктистов Е., За кулисами политики и лит-ры, М., 1991. К. Г. Боленко.

Просмотров: 849
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ПОЛОЖЕНИЕ О ЛАМАЙСКОМ ДУХОВЕНСТВЕ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ» 1853 г.
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории образования и педагогике
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • Внутришкольная подготовка педагогических кадров в области информатизации образования
  • КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • ОБЕР-ПРОКУРОР СИНОДА
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПОЗИЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В РОССИИ
  • ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • Периодизация истории цивилизации в России
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Развитие познавательного интереса к математике в условиях личностно ориентированного обучения с использованием средств ИТ
  • Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики
  • СОЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ НА СИСТЕМУ ЯЗЫКА
  • СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ТОЛСТОЙ Дмитрий Андреевич, граф (1823-1889)
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ЦЕЛЬ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь