ТАГОР Рабиндранат

(7.5.1861, Калькутта, Бенгалия, - 7.8.1941, Зап. Бенга-лия), инд. писатель, философ, просветитель, педагог, обществ, деятель. Лауреат Нобелевской пр. (1913). В филос. воззрениях разделял идеи ведантизма, одного из распространённых течений индуизма, признающего высшей объективной реальностью и основой существующего мира единую высшую духовную сущность Брахмана, к-рый существует вне времени и пространства, вне причинно-следств. связей. Противник колониального режима, Т. выступал за равноправное сотрудничество Востока и Запада во всех областях жизни, однако отвергал насильств. методы борьбы за гос. суверенитет Индии. Сторонник поэтапных социально-экон. и полит. реформ.

Просвещение считал осн. средством обновления общества и возрождения инд. культуры. Участвовал в разработке тео-ретич. основ нац. системы образования. Назначение школы видел в органическом включении индивида в систему природных, обществ, и космич. связей. Выступал за рациональное использование положит, опыта, накопленного как традиц. индийской, так и зап. педагогикой. В качестве ведущего принципа выдвигал традицию духовности (утверждение в сознании и поведении человека приоритета нравств. ценностей над материальными). Возвращение к нац. истокам связывал с включением в содержание образования общеинд. Культурного наследия, с трактовкой природы как источника знаний, с организацией обучения на языках народов Индии.

В наследии Т. высоко оценены такие элементы зап. пед. культуры, как равноправие мужчин и женщин в образовании, доступность образования независимо от религ., нац. и кастовой принадлежности, осуществление всеобщего нач. обучения, соединение образования с трудом. Большое внимание уделял принципу природо-сообразности в образовании и воспитании, учёту индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Решающее значение в формировании личности ребёнка придавал учителю-наставнику (гуру).

С целью практич. реализации своих пед. воззрений открыл (1901). в поместье Шантиникетон «Школу поэта», к-рой руководил 40 лет. Преподавал уч. дисциплины. Разработал ряд шк. учебников, в т. ч. грамматику и книги для чтения на бенгальском языке, курс «Знакомство с Вселенной» и др. В «Школе поэта» равными правами пользовались дети, принадлежавшие к раз л. кастам, конфессиональным группам и национальностям. Особое внимание уделялось ознакомлению учащихся с историей, лит-рой и культурой народов Индии. Были созданы условия для нравств. воспитания, эсте-тич. и физич. развития, для трудовой деятельности и помощи крестьянам в овладении грамотой. В 1921 на базе школы открыт междунар. ун-т Вишва-Бхарати, в к-ром обучались юноши и девушки из разл. регионов Индии и из заруб. стран.

С о ч.: Собр. соч., т. 1—8, М., 1957 [статьи по проблемам образования - т. 8]; Избранное, М., 1987; Personality. Lectures delivered in America, L., 1959; Towards universal man, Bombay, 1961.

Лит.: Гостева Е. И., Философия единства, М., 1985; Рабиндранат Тагор. Жизнь и творчество, М., 1986; Супрунова Л. Л., Реформирование шк. образования в совр. Индии: осн. направления и результаты, Пятигорск, 1993; Reddy V., Narayan K., The concept of man in Rabindranath Tagore and Sarvepalli Radhakrishnan, Prakashana, 1973.

Л. Л. Супрунова.

Просмотров: 1046
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • БУДДИЗМ В ИНДИИ
  • ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Культура Древней Индии
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Педагог дополнительного образования
  • Педагог дополнительного образования
  • Реформирование образования
  • Рождение философии в Индии, Китае и Исламе
  • СОДЕРЖАНИЕ ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Содержание образования
  • Содержание образования
  • Содержание образования
  • Содержание образования и воспитания
  • ТАГОР РАБИНДРАНАТ (1861-1941)
  • Типы философствования в философской традиции Индии, Китая и Ислама
  • ФИЛОСОФИЯ В ИНДИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА В Индии
  • Философские традиции Индии, Китая и мира Ислама
  • Философское понимание начала в Индии, Китае и Исламе
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • мониторинг развития системы образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь