СТРУМИЛИН, Струмило-Петрашкевич, Станислав Густавович

[17(29). 1 1877, с Дашковцы, ныне Литинского р-на Винницкой обл, - 25 1 1974, Москва], экономист, акад АН СССР. (1931). Окончил Петерб поли-техн. ин-т (1914). С 1897 активно участвовал в рев движении В 1921—37 и 1943- 51 на руководящей работе в Госплане СССР. Одновременно преподавал в вузах, в 1948—74 вел науч. -пед. деятельность в АОН Разрабатывал проблемы экон эффективности нар. образования Исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения Им установлены науч. методы определения оптимального периода шк. обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учетом роста нац. дохода гос-ва По данным С, введение всеобщего нач образования в СССР. дало экон эффект, в 43 раза превышающий затраты на его организацию, рентабельность нач обучения для лиц физич. труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года.

Показал сравнительную экон выгоду образования для работников умственного труда - 7-летняя школа обеспечила служащему повышение квалификации в 2,5 раза больше, чем рабочему Для рабочего обучение в школе 2-й ступени лишь на 14% окупало гос. затраты, а высш. школа с 3-го курса становилась убыточной. Сформулировал закон «убывающей продуктивности шк. обучения», согласно к-рому с возрастанием кол-ва ступеней обучения снижается его экон. рентабельность для государства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение.

Выводы С. о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высш. образования и содержания студентов за гос. счёт, а также давали возможность обосновать обязательную 3-летнюю работу выпускников вузов по распределению, установление им заработной платы на уровне не ниже квалифициров. рабочих. По подсчётам С., такой подход гарантировал гос-ву прибыль от работы каждого специалиста в течение его работоспособного периода жизни не менее 40 тыс. руб. (масштаб цен 1929).

С 60-х гг. нек-рые подходы С. к экономике образования подвергались критике в спец. лит-ре.

С о ч.: Избр. произв., т. 1—8, М., 1963—68.

Лит.: С. Г. Струмилин, М. 1968; Проблемы экон. науки и практики. Сб. статей, поев. 95-летию С. Г. Струмилина, М., 1972; Мар-цинкевич В. И., Образование в США: экон. значение и эффективность, М., 1967.

М. В. Богуславский.

Просмотров: 843
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • активные методы обучения
  • Введение профильного обучения
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • Методы обучения
  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • Методы обучения
  • Методы обучения
  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • Методы обучения
  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • методы обучения в высшей школе
  • МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
  • Модель организации содержания профильного обучения
  • Оценка труда работника (для установления заработной платы)
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕНАЖЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • СВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ТРУДА, СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • СТРУМИЛИН, Струмило-Петрашкевич Станислав Густавович (1877-1974)
  • Формы обучения (формы организации обучения) военнослужащих
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • цели обучения в высшей школе
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
  • Эффективность процесса обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь