СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

(от лат. specialis - особый, особенный, species - род, вид), вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе соответствующей профилированной теоретич. и практич. подготовки. В сравнении с базовой проф. деятельностью (см. Профессия). имеет более узкий характер и в рамках её иногда менее устойчивый. Деление на С. отражает качественное разнообразие конкретных трудовых процессов и глубину разделения труда с учётом применяемых способов и особенностей оборудования, объектов, орудий труда, конечной продукции и т. п.

Так, базовая профессия «слесарь» подразделяется на такие виды: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь по контрольно-измерит. приборам и автоматике и т. д.; базовая профессия «врач» включает такие С., как врач-терапевт, врач-стоматолог, врач-хирург и т. д. Динамика С. более оперативно, чем профессия, отражает тенденции, связанные с науч.-техн. прогрессом. С. - наиб. подвижный элемент в системе проф. разделения труда. В то же время расширение проф. профиля работников часто идёт путём интеграции двух или неск. связанных между собой С. Примером может служить совр. профессия «штамповщик», к-рая объединила существовавшие ранее отд. С.: калибровщик, прессовщик, штамповщик холодной штамповки, штамповщик на эксцентриковом прессе, гофрировщик сеток и др.

Наряду с понятием С. в соответствии с выполняемой работой существует понятие С. по образованию. С. характеризует направление подготовки и включает совокупность знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для постановки и решения конкретного класса проф. задач. К сер. 90-х гг. в Рос. Федерации подготовка специалистов с высш. и ср. проф. образованием, разработка уч. программ и планов, организация уч. процесса осуществляются в соответствии с официально утверждённым перечнем С., включающим 30 групп С. по высшему и 28 групп по ср. проф. образованию.

Группа С. представляет собой совокупность С., относящихся к к.-л. широкой области знаний (наук), указанной в наименовании группы. Область знаний отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные.

Так, в системе высш. образования С. объединены в след, группы: естеств.-науч.; гуманитарные; образовательные и воспитание;здравоохранение;культура и иск-во; экономика и менеджмент; междисциплинарные естеств.-технические; геология и разведка полезных ископаемых; разработка полезных ископаемых; энергетика и энергомашиностроение; металлургия, авиационная и ракетно-космич. техника, морская техника, наземные трансп. средства; технол. машины и оборудование; электротехника; приборостроение; электронная техника, радиотехника и связь; автоматика и управление; информатика и вычислит, техника; сервис; эксплуатация транспорта; хим. технология; окружающая среда и безопасность жизнедеятельности; технология продовольств. товаров; технология товаров широкого потребления; стр-во и архитектура; геодезия и картография, сел., лесное и рыбное х-во. С. ср. проф. образования (более узкие по профилю, чем С. высш. образования). объединены в группы, как и в системе высш. образования.

С целью регламентации принятых в Рос. Федерации С. по образованию разработан и введён в действие Общерос. классификатор специальностей по образованию (ОКСО), соответствующий действующим междунар. нормам в области проф. подготовки дипломированных специалистов. Этот документ предназначен для использования и решения задач в управленческой, уч.-метод., науч.-иссле-доват., планово-финансовой, адм.-хоз. и кадровой деятельности, а также при инспектировании, аттестации, аккредитации уч. заведений и иностр. документов об образовании.

Свой перечень С. существует.н. для подготовки в аспирантуре науч. и науч.-пед. кадров высш. квалификации.

Группы С. в этом перечне также соответствуют областям знаний (наук). В системе проф.-тех. образования действует Гос. стандарт проф. образования, в к-ром 42 группы рабочих профессии объединяют С., родственные по общности технико-технол. параметров или трудовых функций, либо по обоим этим признакам. Я. П. Сорокина.

Просмотров: 609
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Внутришкольная подготовка педагогических кадров в области информатизации образования
  • ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в области образования
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Инновационные процессы в системе образования
  • КЛАССИФИКАТОР НАПРАВЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • КОМПЕТЕНЦИЯ РФ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Классификатор специальностей среднего профессионального образования
  • Классификатор специальностей среднего профессионального образования
  • МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • МАРКЕТИНГ в системе образования
  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации
  • Мониторинг в системе образования (образовательный мониторинг) 
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Педагогика в системе наук
  • Подготовка кадров информатизации образования
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ в Российской Федерации
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Система непрерывной профессиональной подготовки учителей в области использования средств ИКТ
  • ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ
  • Тафономия(от греч. TAPHOS могила, погребение и NOMOS закон) - раздел палеонтологии и археологии, изучающий закономерности процессов захоронения (образования местонахождений) ископаемых остатков организмов.
  • Технология образования
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь